Правозащитная организация «Парижский Зоополис животных» вышла на улицы французской столицы с огромными плакатами крыс и потребовала прекратить смертельные методы дератизации (уничтожения крыс — прим. ред.), особенно те, в которых используются разжижители крови. Они ставят перед собой цель как минимум добиться создания рабочей группы для защиты интересов «удивительных, умных, общительных и даже смеющихся животных, наделенных способностью к сочувствию».
Маразм крепчал. Французские правозащитники верят, что если общество узнает крыс с другой, более привлекательной стороны и одновременно осознает всю жестокость, с которой санитарные службы уничтожают грызунов, они станут гуманными к милейшим созданиям.
Акция проходит одновременно с другой — парижские мусорщики вышли на улицы с изображениями помоек, чтобы показать, откуда крысы берут свой корм, и накануне утверждения городского плана Парижа по борьбе с вредными грызунами.
Проблема распространения крыс в крупных городах, особенно в результате изменения климата, все чаще становится предметом дискуссий. Она принимает политическую остроту, поскольку в городской Совет проникают анималисты — представители партии по защите прав животных. Одна из таких, Душка Маркович, поддержала крысиный митинг и на заседании Совета призвала «изменить парадигму, задуматься о новых эффективных и нелетальных методах санитарной очистки города». «Мы должны задаться вопросом о реальном образе крыс и лучше узнать их жизнь, чтобы найти эффективные и этичные методы совместного существования».
Правозащитники уверены, что крысы — жертвы предубеждения. Считая научные исследования устаревшими, они требуют переоценки риска сосуществования с ними для здоровья людей и не соглашается с заключением 2022 года Медицинской академии, где говорится: «Крыса является угрозой здоровью человека из-за многочисленных зоонозов, передающихся людям через населяющих её шкуру паразитов, экскременты, и тем более укусы или царапины, оставленными у человека». Кроме того, крысы заселяют подвалы и стены домов, грызут провода и такие крупные предметы, как автомобили.
На данный момент в Париже численность крыс превышает численность людей, и 30% из них заразны. В Москве также, по разным подсчётам, число крыс 12-50 миллионов единиц. В отличие от людей, на хорошей кормежке в благополучных городах они плодятся хорошо. Так, в Нью-Йорке менее чем за 65 лет популяция крыс выросла на 800%.
Крысы живут около двух лет, но достигают половой зрелости в течение двух месяцев, спариваются в течение 2 секунд и могут производить от восьми до 10 детенышей примерно шесть раз в год. Таким образом «милейшая» крысиная мать, о которой так заботятся французские правозащитники, порождает 120 новых крыс в течение жизни.
С ними чрезвычайно трудно бороться, и наряду с упомянутыми средствами для разжижения крысиной крови применяются такие, как крысоловки, обычные яды или заполнение нор сухим льдом, из-за чего крысы задыхаются. Более гуманных методов уничтожения крыс человечество ещё не изобрело, оно разве что может более часто и эффективно вывозить мусор.