Однажды в аэропорту Шереметьево я беседовал с Фернандо Клаудином — известным диссидентом, который вместе с будущим министром культуры Испании Хорхе Семпруном был изгнан из компартии. Оба — выдающиеся интеллектуалы — явно не вписывались в партийную дисциплинарную проекцию — уж больно они имели своё особое мнение, поэтому пострадали в результате чисток, направленных на подготовку компартии к началу испанского транзита, а затем стали в стране легендарными личностями. Им, в частности, приписывается первый проект демократического устройства Испании.
Для меня та беседа запомнилась тем, что этот образованный масштабный человек (хотя очень небольшого роста), но с огромным кругозором и глубокой любовью к своей стране говорил о том, как был прав англичанин Герберт Уэллс, рассказывая о будущем человеческой цивилизации.
Я его тогда спросил: «А где место и роль Испании в этом фантастическом представлении, которое описывал англичанин в романе «Машина времени»?». Напомню, что роман посвящён человеческой цивилизации IX тысячелетии после Р.Х., где мир поделён на две части: в одном живут элои — высокие голубоглазые блондины, пользующиеся всеми благами цивилизации (греются на солнце и ведут праздный образ жизни), в другом — морлоки — обезьяноподобные существа, потерявшие остатки человеческих чувств. Последние слепы, но обладают сильным обонянием и слухом, и живут на глубине, вылезая на поверхность Земли ночью, чтобы схватить праздных элоев и напиться их кровью.
Герберт Уэллс — выдающийся фантаст, признанный Британской Академией Наук выдающимся прорицателем, приезжал в 1920-е годы для общения с академиком И. Павловым, чтобы обменяться с ним мнениями о будущности цивилизации. Результатом этих бесед с Нобелевским лауреатом, первооткрывателем условного и безусловного рефлекса (Уэллс был продвинутым специалистом в сфере физиологии и биологии, по этим дисциплинам он закончил Лондонский университет) стало произведение «Россия во мгле», где дана нелестная оценка не только Советской России, но и будущим тоталитарным режимам. В тот период набирала силу фашистская Италия, зарождался нацизм в Германии и Англии.
«Россия во мгле» до сих пор считается классическим трудом по России для дипломатических кругов Англии. Можете себе представить, как светочи английской дипломатии и Запада вообще судят о нашей стране, если эта тоненькая книжечка — основополагающий фундаментальный труд, approach к отношению к российской цивилизации.
Однако вернёмся к теме моей беседы с Фернандо Клаудином. Испанский мыслитель был прав в том отношении, что Испания занимает особое место в западной цивилизации и цивилизации вообще.
Великий Жан-Жак Руссо давал отрицательную оценку гипотезе о влиянии научно-технического прогресса на социальную и нравственную сферы, а у Уэллса был свой взгляд на эту проблему. Его произведения «Машина Времени», «Человек-невидимка», «Борьба миров», «Остров доктора Моро», «Игрок в крокет», «Белпингтон из Блепа» и другие отражают позицию великого британца относительно перспективы научно-технического прогресса в отношении социально-экономического развития общества.
По сути дела, Жан-Жак Руссо, Герберт Уэллс, Фернандо Клаудин, да, я бы сказал, и сегодняшний «Давос» — это звенья одной цепи, так как даже сегодняшний Всемирно-экономический форум с его климатической повесткой дня — это отрицание однозначной позитивной оптимистической гипотезы в отношении поставленной проблемы.
Сегодняшняя Испания стоит перед выбором: прогресс ради прогресса, или всё же прогресс ради человека, его процветания. Не получится ли, как это было в романе «Машина времени», когда мир скатывается к бездействию из-за отсутствия положительного эффекта от научно-технического прогресса?
Мир, который описывает в романе Герберт Уэллс — это мир без социальных проблем: там нет безработицы, необходимости в росте ВВП на душу населения, нет социальных проблем вообще. Но при этом человеческий разум погиб.
Вот какой интересный разговор у меня был с Фернандо Клаудином. Он мне тогда сказал: «А ведь прав был Герберт Уэллс, который предрёк гибель цивилизации от энтропии (внутренней неупорядоченности — прим. ред.)!».
Беседа состоялась в тот же год, когда впервые на экране, в закрытом режиме, появился фильм «Покаяние» Абуладзе, рассказывающий о крахе тоталитарного режима на примере Грузии времён Берии. Кажется, это был 1988 год. Однако я вижу пророческие черты в той самой беседе, в которой указывалось на неупорядоченность и отсутствие программы, а, самое главное — режима активности в социальной сфере. Откровенно говоря, я боюсь, как бы действия нынешнего правительства Испании не привели к той самой энтропии, которая описывается в нетленном романе Герберта Уэллса «Машина времени». Этого боялся и мой собеседник — Фернандо Клаудин.
В заключение хочется сказать: судя по реакции прессы (прежде всего, «большой семёрки» основных СМИ), такое опасение есть и у общества, причём независимо от политической ориентации. От того, как в ближайшие 100 дней решится вопрос в социально-экономической сфере, зависит будущее сегодняшнего правительства Испании — правительства «Новых Левых».