В период «холодной войны» железнодорожное сообщение Западной Европы с Восточной прерывалось из-за разного формата колеи. Прибалтийские страны как часть советского пространства, конечно, ранее пребывали в российском формате, более широком — 1520 мм. Но так вечно продолжаться не могло. В эпоху нового витка напряженности европейцы решили реализовать грандиозный проект по переводу бывших советских республик и экс-социалистических партнёров на свои рельсы.
Работы по железнодорожному разрыву с Россией были заложены в бюджеты в 2015 году, спроектированы в 2017 году, начались в 2019 году и будут завершены в этом десятилетии, до 2030 года. Их реализует консорциум бельгийских, итальянских и латвийских компаний, бюджет строительства составляет 5.8 млрд евро. Мечта сепаратистов, впервые оглашенная в 1994 году, осуществлена, причём на 85% за счёт общеевропейского бюджета (через Фонд «Соединяя Европу») .
Вскоре по новой прибалтийской железной дороге будет ходить скоростной поезд, который пересечет все три государства — Латвию, Литву и Эстонию за три часа. На его пути будет 7 станций. Железная дорога будет начинаться в Таллинне, а затем проходить через Пярну, Ригу, Паневежис, Каунас, Вильнюс, и далее до литовско-польской границы.
В дополнение к железнодорожному полотну будет отделена от России электросеть и проложена волоконная оптика для развития 5G и 6G; Прибалтика впишется в общеевропейское электрификационное (ENTSO-E) и информационное пространство.
Пересекая границу, мы пока ощущаем сходство с нашей страной — по Литве и Латвии можно ездить по Яндекс.Навигатору, тогда как в Западной Европе доступен только Гугл. Вскоре и эта характерная черта, связывающая нас с Прибалтикой, изменится.
Нельзя упомянуть и про военные поставки, которые пока физически затруднены по железнодорожному коридору прибалтийских стран. В будущем железнодорожное сообщение позволит осуществлять переброску военных грузов и собственно войск НАТО на российскую территорию, правда, за это 10 миллиардов евро приходится добавить в проект.
Множество технических деталей в проект Real Baltica приходится добавлять на ходу, что привело к задержке его срока реализации. Помогла и пандемия ковида. В противном случае, железная дорога получила бы реализацию в ходе спецоперации на Украине, что могло бы усложнить существующее положение дел.
Из положительных перспектив для россиян можно сказать о том, что однажды у нас появится возможность сесть на поезд в Каунасе (международные скоростные поезда будут ходить с интервалом раз в два часа) и с комфортом доехать в Париж или Берлин. Также откроются возможности для недорогих грузовых железнодорожных перевозок.
Однако думается, что отрицательных для России моментов в реализации прибалтийской железной дороге больше — крупнейший за столетие проект изначально ориентирован не на соединение с нами остальной Европы, а на разрыв.