Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера», первым президентом которого в 2003 году был народный артист СССР Алексей Баталов, изначально задумывался с целью поддержания единого кинопространства на территории бывшего СССР — единого государства, ныне распавшегося на отдельные республики. На нём традиционно общаются и представляют своё творчество кинематографисты России, Грузии, Украины и других ныне независимых государств, но в нашем глобальном мире событие всё больше приобретает характер собственно международного кинофестиваля.
Об этом говорит и тот факт, что 2-й Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера» 12 ноября 2020 года откроется британско-израильско-российским проектом — новым кинофильмом Павла Лунгина «Эсав».
Этот фильм премьерный не только потому, что это московская премьера картины. «Эсав» уже знаком российскому кинозрителю после кинофестиваля «Меридианы Тихого» во Владивостоке и международному кинематографическому сообществу после участия картины в 40-м Каирском международном кинофестивале; московский зритель давно ждёт её показа в Москве.
Премьерным этот фильм можно считать и потому, что здесь многое происходит неожиданно и впервые.
Так, Павел Лунгин выходит за рамки российской географии и создаёт картину в Израиле и на английском языке. В картине заняты как российские, так и израильские, и американские актеры. В их числе — первая совместная работа режиссёра и знаменитого актёра-американца Харви Кейтеля, с которым «всегда мечтал работать» Лунгин.
В фильме нет привычного для режиссёра Петра Мамонова, который принимал участие в его знаменитых картинах «Остров» и «Царь». Новые творческие замыслы с российской стороны реализовывали дамы — российские актрисы Юлия Пересильд и Ксения Раппопорт; главные мужские роли получили израильтяне Лиор Ашкенази и Марк Иванир.
Известный своими обращениями к сюжетам русской истории, в данном случае Павел Лунгин исследует драму из жизни израильского общества. Лишь одна линия связывает произведение с Россией — история семьи, ведущая начало от русского православного крестьянина Михаила Назарова, обращающегося в иудаизм и решающего стать евреем.
Кинолента открыла для кинозрителя израильского писателя Меира Шалева — автора, для которого кинореализация произведения стала первой. За его насыщенные героями, философскими линиями и событиями произведения не рисковали браться коллеги Павла Лунгина по цеху. Впрочем, режиссёр, как свидетельствуют кинокритики, весьма существенно «перекроил» произведение, отбросив многое и сосредоточившись на исследовании «состояния несчастья», на семейной драме — том, как два брата-близнеца «не могут поделить эту жизнь«.
Кинофестиваль, безусловно, продолжит свою миссию — с 12 по 17 ноября будет показано около пяти десятков лент из 15 стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Литвы, России, Узбекистана, Украины и др. Многие из этих проектов являются международными, как, например, грузино-французский фильм «Начало» режиссера Д. Кулумбегашвили.
Закроет кинофестиваль картина Дмитрия Мамулии «Преступный человек», тоже, по современным меркам, международный проект — грузино-российский.