В своём произведении «Наше постчеловеческое будущее» Френсис Фукуяма предрекает, что от искусства и культуры зависит будущее человечества. Мы с этим не согласны, потому что считаем, что искусство и культура — это уже залог будущего. То есть, в состоянии искусства и культуры заложены основы нашего будущего.
В Испании — стране с давней культурной традицией, где искусство — это сама жизнь (от гастрономии до спорта), от дизайна одежды до манеры говорить, искусство определяет будущее общества.
Существует точка зрения, что от диалога искусств зависит диалог в обществе. Диалог в обществе необходим для гармонии в нём, а гармония в обществе необходима как основа общества всеобщего благоденствия.
Как справедливо отмечает философ Булатов, термодинамическое, инновационное и календарное время не совпадают, либо совпадают, но чрезвычайно сложным, витиеватым образом.
Диалог искусств — это не пустая фраза, и не отвлечённые умозрительные философствования. Речь идёт о так называемой теории «пределов сложности», в рамках которой возникли и функционируют современные художественные направления. Так называемые «пределы сложности» настаивают на устранении дисбаланса между развитыми информационными и биологическими технологиями, с одной стороны, и абсолютно в зачаточном состоянии находящимися «гуманитарными технологиями».
Для того чтобы общество функционировало равномерно, последовательно и устойчиво, как утверждают учёные, необходимо в первую очередь устранить недостаток в развитии гуманитарной сферы.
Дело в том, что гуманитарная сфера не развивается столь быстро, как сопровождающие её физические технологии. По своей имманентной природе, физические технологии более склонны к моделированию, чем гуманитарные. В этом суть отставания гуманитарных технологий и гуманитарной сферы как таковой. И в этом суть главного дисбаланса.
По этой причине область современного искусства, да и современной культуры в целом, явилась основой для моделирования так называемых «технобиологических» произведений искусства, полученных посредством развитых биомедицинских и информационных технологий. Спецификой технобиологических произведений искусства является то, что их можно встраивать практически в любую сферу искусства и культуры. А раз так — то и в любую социальную конструкцию для «синхронизации систем с разными временами».
Проблема аутентичности человека весьма чётко схвачена современными европейскими и западными исследователями. Прежде всего, философами-гуманитариями и философами-футурологами. Именно Френсис Фукуяма, как никто другой, сфокусировал суть современной динамики общественного развития: многие считают, что постчеловеческий мир будет выглядеть совсем как наш (свободный, равный, процветающий, заботливый, сочувственный), но только с лучшим здравоохранением, большей продолжительностью жизни и, быть может, с более высоким уровнем интеллекта.
Однако постчеловеческий мир может оказаться куда более иерархичным и конкурентным, чем наш сегодняшний, а потому полным социальных конфликтов. Это может быть мир, где будет утрачено любое понятие «человеческого», потому что мы перемешаем гены человека с генами стольких видов, что уже не будем ясно понимать, что же такое человек (Ф. Фукуяма «Наше посчеловеческое будущее». Последствия биотехнологической революции. — М., 2004, С.308).
Возможно наступление всех форм социального насилия, наиболее предпочтительным противостоянием которым станет «мягкая сила», о которой говорят мыслители и учёные, наиболее известный из которых — Олдос Хаксли.
Диалог искусств — это не диалог культур, это диалог внутри культуры, которую можно обозначить как «Современная Испания». Суть нашего краткого эссе — обратить внимание наших читателей на то, что в Испании идут свои собственные культурные процессы, которые не могут остаться в стороне от общемировых процессов. Вместе с тем, они отражают суть явления под названием «борьба культурных тенденций».
В отличие от Фукуямы, который рисует различные сценарии постчеловеческого будущего, основанные на современных биотехнологических моделях, Д. Пайн и Д. Гилмор — специалисты по «экономике впечатлений», отмечают отсутствие аутентичности человека и человеческих вещей в наше время. Мы, со своей стороны, присоединяемся к мнению о том, что «культура впечатлений» должна однозначно опережать экономику впечатлений и добавлять аутентичности человека в современном общественном развитии, которого явно не хватает.