«Не нужно саду в замыслах мешать», – писал поэт, журналист, переводчик и художник Николай Димчевский. Его широкая талантливая натура не могла ограничиться лишь одной формой творческого самовыражения, поэтому очередной вечер его памяти 31 мая в Павильоне «Книги» Росизо объединил в себе стихи, романсы и фотолетопись его яркой судьбы.
Творец покинул этот мир в 2002 году, и тотчас мир почувствовал тяжесть потери. Димчевский являл своей жизнью и творчеством образец героя своего и нашего времени – советского интеллигента, получившего общероссийскую славу, но оставшегося частью родной земли, сохранившего скромность и такт.
Его стихи наполняет безграничная любовь к близким, русской природе и высокой культуре нашей такой разной и обширной страны.
Сквозь пасмурную сырость
в окно трубит зелёная труба
То, как Николай Димчевский умел ощущать и выражать душу народа в своём поэтическом творчестве, первым разглядел Алексей Толстой. После ухода Сергея Есенина в культуре образовалась пустота, и молодой многообещающий поэт как никто оказался способным её занять. Его охотно печатал Твардовский, высоко ценили Б. Слуцкий и В. Луговской. При жизни творца было издано 12 его книг.
Умелый настолько, что был способен даже смастерить фотоаппарат, Николай Димчевский имел много друзей, получивших возможность первыми слышать его стихи, видеть его фотографии, картины и образцы резьбы по дереву – те, за которые автор снискал немало призов.
После его ухода из желания продолжать традиции выросли питерские «квартирники», которые 31 мая открылись и в Москве при участии и со вступительным словом дочери Николая Димчевского Екатерины Николаевны Бабаевой.
Два мира со мной.
Один я несу на плечах –
это дочь.
Она держится за моё ухо и за подбородок.
Другой – весенний лес вокруг нас.
Он обнимает ёлочной сыростью
и почти неуловимой горечью разбуженной берёзы.
Дочь – мир удивленья.
Лес – удивительный мир.
Выпускник Философского факультета МГУ приобрёл фундаментальные научные знания, но продолжал учиться всю жизнь … «у Байкала, у северных уральских рек, у полярных морей, у ночных дождей», – как свидетельствует его друг Александр Розин. А слава его не только пережила творца, но и приумножилась после его ухода.
Николай Владимирович необычайно много путешествовал по нашей действительно необъятной Родине. Его фотографии из тех поездок передают то, что так влекло автора – удивительную красоту нашей страны.
Вот мы видим могучую сопку Крайнего Севера, похожую на спящего медведя-великана, укрытого черным одеялом под порошей ночного снежка! Вот перед нами неутомимые в своем движении полярные реки, которые точат скалы, прорезая себе путь! Вот и не знакомый горожанам-домоседам мир оленеводов-кочевников….
В литературных произведениях Димчевского (среди которых и любовная лирика, и гражданская поэтика!) медитативная созерцательность соединяется с мудростью прожитой жизни. Красота и звуки природы рождали в сердце поэта прекрасные строки, в которых много воздуха, эмоций, и любви, в том числе и прежде всего к своим детям.
При жизни Николай Димчевский не успел увидеть, пожалуй, лишь того, как его стихи положат на музыку. Это сумел реализовать автор музыки актер Михаил Поляков, который представил свои произведения на вечере в РОСИЗО со всей душевностью, которая была присуща поэту. На данный момент уже вышло два альбома романсов на стихи Николая Димчевского, и, хочется надеяться, выйдет ещё немало. И мы вновь, как вчера, в день 96-летия Поэта, увидим мир его глазами.
Там, где отчаянье смерти,
Видеть улыбку счастья,
Там, где окончились жизни,
Слышать весёлый привет.