Знаменитого славянофила России Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) 14 декабря 2018 года вспоминали на Круглом столе «Исторический путь России: взгляд А.С. Хомякова». Его своеобразное учение и оптимизм в восприятии русского пути до сих пор притягивают учёных, открывающих новые грани автора программного произведения раннего славянофильства «О старом и новом».
Основной заслугой Алексея Степановича Хомякова, по мнению большинства участников Круглого стола, было то, что поднял свой голос за соборность, к тому же соединив православные святоотеческие идеалы с практикой. Истинную соборность он находил в духе русской общины и призывал к её сохранению на личном примере. Показательно, что философ из старомосковского дворянского рода умер от холеры, излечивая от неё своих крестьян.
Философ-славянофил был человеком широкого круга интересов. Военный офицер-разведчик, изобретатель оружия, поэт, историк – он пытался объять необъятное, оставить свой индивидуальный след в истории, непременно сохранив за собой право на личный взгляд. Ещё в молодые годы в воспоминаниях полкового командира Хомяков представал человеком цельным, самостоятельного мышления. В салонах Алексей Степанович жёстко полемизировал с Кондратием Фёдоровичем Рылеевым, говоря, что революционные потрясения никому в России не нужны. Не только с декабристами, но даже с государственной властью или церковью он не связал своей жизни.
Тем не менее, Православие было неотъемлемой частью жизни философа, который строго постился, молился и соблюдал правила церкви. Хотя ему довелось остановить немало современников от перехода в католичество, философ сникал критику прежде всего потому, что не имел специального образования богослова и часто выражался не канонически. Первая фундаментальная критика последовала со стороны П. Флоренского, считавшего его протестантом.
Во многом критике подвергалось стремление философа быть современным богословом, понятным современникам. Опираясь на историю церкви, методом Хомякова было переосмысливать западную цивилизацию через призму православия. В то же время, он был англофил и франкофон — почти все работы Хомякова – те, какими мы их знаем, являются обратным переводом с французского языка. Да, почти все свои работы знаменитый славянофил писал по-французски! В довершение к своему лингвистическому западничеству, он часто прибегал в богословских трудах к понятийному аппарату немецких философов, что сообщало его работам, по словам оппонентов, дух гегельянства.
В жизни Хомяков был горяч и независим. В 17 лет он решает деятельно помогать православным грекам, для чего берёт нож и уходит из дома. Его ловят за много вёрст и провожают домой. Но греки в 1821-1828 годах получают независимость и затем многих обращают против себя поведением… В их числе Алексей Степанович, который позднее в обращении к сербам предостерегал их от судьбы греков, которых сгубила гордыня. «В греках более гордыни, чем у латинян!», – напутствовал он.
Славянофил Хомяков был, несомненно, ярким и характерным деятелем культуры ушедшей эпохи. Он был из тех, кого нужно помнить и единомышленникам-поклонникам славянского и православного единения, и людям других убеждений как визитную карточку славного XIX века русской культуры, поставившего нашу страну на вершину мировой культуры. Руководствуясь этим, участники Круглого стола памяти А.С. Хомякова предложили дополнительно увековечить его имя в жизни и географии современной России, прежде всего заменив им разрушителей — героев революции 1917 года.