Скоро день памяти замечательного человека — 17 октября 2019 года скончалась выдающаяся балерина Алисия Эрнестина Алонсо. Я познакомился с ней в самом начале 2000 года. Каждый четверг она собирала кружок своих почитателей в здании Гранд Театро де ла Гавана. Это было что-то вроде домашнего суаре в здании Большого театра Гаваны.
Эти встречи сопровождались одним-двумя рассказами легендарной женщины, объездившей весь мир и знавшей лично всех мировых звёзд из всех областей искусства и знаний. Алисия была ходячей энциклопедией. Быть вхожим в этот клуб было не только большой честью, но и даром. Рассказы, которые мы слышали, нигде было не прочитать.
Украшением этого салона, помимо самой Алисии Алонсо, были вновь восходящие звёзды кубинского балета. Они не танцевали, но грациозно передвигались по помещению, красиво улыбались и приветствовали гостей.
На этих вечерах неизменно собирались сливки латиноамериканского общества, включая высоких гостей — кубинского правительства, послов и видных государственных деятелей и деятелей культуры. Постоянным гостем вечеров был архиепископ Гаваны, который внешним видом подчеркивал серьёзность и авторитет этих вечеров. Я был самым молодым из постоянных посетителей этого салона, хотя далеко не самым заметным в плане должности. В то время я был дипломатом одного из посольств, аккредитованных в Гаване.
Сегодня как никогда мне хочется вспомнить о том, что Алисия Алонсо была обласкана всеми мировыми суперзвёздами в сфере балета — такими как Фокин, Баланчин и так далее. Она была лауреатом премии Анны Павловой и считала себя ученицей Николая Яворского. Последний был одним из многих представителей неоклассической школы долгое время работал на Кубе и в Западном полушарии.
Мы много знаем о путях-дорожках русского балета в Европе. Прежде всего то, что связано с именем Сергея Дягилева. Между тем, Алисия Алонсо — яркий пример русского следа в балете, поскольку она воспитана на русском балете как самими русскими, так и опосредованно, образцами их школы.
Кубинская балерина основала Национальный балет Кубы. А в эпоху политических неурядиц в островном государстве возглавила Русский балет Монте-Карло.
Алисия Алонсо — подарок для русской культуры в целом, для русского балета в частности. Она — яркий пример высочайших образцов русской балетной школы, перенесенной в Западное полушарие, и далее в мир.
Кубинская интеллигенция — квинтэссенция всей культуры латиноамериканского континента. На этих вечерах я познакомился практически со всей элитой Латинской Америке из тех, кто тогда находился в интеллектуальном и культурном центре региона.
Алисия одаривала всех присутствующих рукопожатием и ввиду почти полной слепоты просила назвать своё имя и кратко упомянуть, кого человек представляет. Шутила. Прежде чем задать этот вопрос мне, она замахала руками и сказала: «Наверное, это молодой человек, потому что он пользуется молодежными духами. Мне нравится этот запах». Лишь затем, улыбнувшись, я представился и поблагодарил за приглашение.
Эта женщина без возраста, в тёмных очках (у неё всегда было плохое зрение), тихим голосом, сидя в непринужденной позе нога на ногу, рассказывала о том, как она 27 октября 1934 года впервые вместе с Яворским выступила на сцене Большого театра Гаваны. Она сразу пережила триумф — публика высоко оценила её исполнение русского классического танца, исполненные изящным существом. Артистка балета рассказывала о жизни и триумфах в Монте-Карло, подчеркивая, что такого успеха в балете, как у неё, тогда не было ни у кого.
Русский танцовщик и хореограф Владимир Васильев неоднократно говорил о том, что Алисия Алонсо — удивительный феномен бесконечной преданности русскому искусству и балетной школе. «Творчество Алисии Алонсо золотыми буквами вписано в скрижали мирового балета», — уточнял он.