Один из национальных символов России — тех, кто олицетворяют русскую духовность на планете — балерина Анна Павлова. Прима Мариинского театра и звезда Дягилевских сезонов в Париже, она осмелилась работать на себя, создав собственный проект, и полностью отдала себя танцевальному искусству, по всему миру рассказав о русской культуре. Большая часть вырученных денег пошла на выплату долгов будущего мужа — барона Виктора Дандре, и на поддержку русских сирот в эмиграции.
С этим именем у меня связано личное восприятие — человек, который меня воспитал, сделал из меня человека — тоже Анна Павлова, моя бабушка. Когда-то, в далёкие 1940е, моя бабушка заказала билет на себя и свою дочь в Карнеги Холл (она тогда руководила колледжем для торговых работников в Англии). Кассир её спросила по-английски: «Вы сегодня танцуете?», прекрасно понимая, что к тому моменту балерина уже умерла и у неё не было ни дочерей, ни сыновей.
В Англии знали только одну Анну Павлову. Её знал весь мир не просто как суперзвезду (она никакая не этуаль, но как танцовщицу выдающуюся, которая сделала женский классический балетный танец высоким искусством и высокой наукой, абсолютно недостижимой для всего сущего.
Казалось бы, не созданная для танца — с детства хрупкая и больная, с сильно искривлёнными ногами, которые требовали корректирующих пуантов, Анна Павлова была замечена сначала Энрико Чекетти, а затем великим Мариусом Петипа. Они рекомендовали ученице раскрыть собственно дарование, и балерина достигла невероятных высот в классическом танце и воплотила романтический дух в балете.
Последний король Египта Фарук, первым поставил памятник Анне Павловой в Александрии. Он говорил о том, что она не может быть женщиной. Это, скорее всего, богиня. Так танцевать умирающего лебедя мог только умирающий лебедь Человек не способен создать такую сцену, чтобы тот, кто сидит в зале, стонал, рыдал и кричал от душевной боли.
Об Анне Павловой как о реально существовавшей легенде можно говорить бесконечно. Об её искусстве танца невозможно говорить вообще — любые слова тонут в масштабах Вечности, настолько невозможно человеческим языком описать то, что танцовщица дарила современникам. Даже изображение на экране говорит о том, что это было нечто, выходящее за пределы человеческой реальности.
Да, вслед за Анной Павловой пришла целая плеяда супер этуалей: от Галины Улановой до Марго Фонтейн, всю жизнь танцевавшей с одним-единственным избранником Рудольфом Нуреевым, ибо только в паре с ним она могла показывать свою гениальность. Но Анна Павлова вошла в искусство со стороны парадной триумфальной лестницы и ушла из него так же с высоко поднятой головой, впервые в истории человечества создав ареол таинственности и запредельной радости вокруг маленькой женщины, пусть и танцовщицы.
Анна Павлова — единственная в истории человечества, могла исполнить 38 фуэте. Ни до, ни после этого технического трюка даже высоко натренированные акробатки не выполняли. До сих пор между Австралией и Новой Зеландией продолжается бесконечный спор за право стать родиной одного предмета, который носит имя Анны Павловой — пирожного.
На вершине выдающегося произведения из безе и взбитых сливок воцаряется (обязательно воцаряется) огромная красная клубника. Кто-то (то ли Новая Зеландия, то ли Австралия) заменяет эту клубнику на вишенку или другую ягоду. А этого делать невозможно, ибо появление клубники на вершине пирамиды неслучайно. Это вершина интеллектуальной мысли авторов изобретения.
Всё дело в том, что Анна Павлова носила на груди огромный рубин (брошь) величиной с клубнику средних размеров, который был символом смертельной раны лебедя. Поэтому пирожное «Анна Павлова», созданное шеф-поваром отеля в Веллингтоне(в Новой Зеландии, где балерина была на гастролях) всегда должна венчать она.
Анна Павлова вошла в плоть и кровь русской духовности, русской культуры неслучайно. Своей возвышенностью, воздушной одухотворенностью она олицетворяла собой русский дух, такой же воздушный и изящный, как её танец. Такой же грустный и такой же задумчиво-печальный, как и её любовь и как последний танец перед неожиданной кончиной.
Это произошло в Голландии, куда танцовщица ехала на гастроли. Таких интенсивных гастролей, как у Анны Павловой не было ни у кого. Больная или здоровая, с температурой или нет — Анна Павлова выступала.
Когда её постигло несчастье, досужие журналисты не преминули запустить в отношении трагедии очередную утку, начав писать о её бурных романах. Якобы какой-то ненормальный, преследовавший танцовщицу великий князь не мог простить ей измену с поклонником.
Анна Павлова была настолько чистым, непорочным существом, что она полностью посвятила себя мужу и искусству танца. Когда она ехала в купе, набитом гросс дойчланд — огромными сундуками с одеждой и аксессуарами, один из них упал на её грудь с антресолей в купе. Балерина стоически выдержала какое-то время переезд в поезде, но чувствовала себя всё хуже и хуже. На публике звучало: «Ничего, ничего, всё обойдётся», но по приезде её немедленно госпитализировали и нашли множественные переломы рёбер.
Жить ей осталось не больше полугода. Помимо перелома, несчастную постигла тяжелая трагедия — у неё началась скоротечная пневмония, которую лечить тогда не умели. От Анны Павловой потребовали для сохранения здоровья перестать выступать — но она предпочла прожить меньше, но на сцене.
Национальная гордость России умерла и была похоронена в Голландии, откуда её некоторое время при Юрии Лужкове безуспешно пытались перевезти в Москву..Я никогда не был в Голландии, но мои родители были. Они рассказывали, что на могиле Анны Павловой каждый день живые цветы, которые приносят поклонники..