Барона Антона фон Дельвига в наше время как-то обходят вниманием, хотя два века назад его талант высоко оценивался в культурных кругах. Лицейский друг поэта А.С. Пушкин считал его ближайшим другом и «парнасским братом», и сокрушался, когда в 1831 году ему довелось оплакивать неожиданную смерть однокашника.
Антон Дельвиг родился 17 августа 1798 года в Москве, в семье генерал-майора русской армии Антона Дельвига. К моменту смерти он не достиг и возраста Христа.
Фамилия Дельвиг ведёт своё происхождение из Вестфалии, откуда далёкий предок русского поэта пришёл покорять Лифляндию (Прибалтику) в XIV веке, и в момент завоевания этой территории Петром I в XVIII веке шведский полковник Дельвиг был одним из подписантов Ништадтского мира с Россией. Вскоре Дельвиги настолько обрусели, что приняли православие, забыли немецкий язык и традиции и стали жениться на русских. Мать лицейского друга А.С. Пушкина была Любовь Красильникова, внучка «первого русского астронома».
Сегодня поэта, мастера стиха в стиле русской песни, знает довольно узкий круг любителей русской словесности. Но бедный Дельвиг и при жизни дважды пострадал от подчеркнутого невнимания к себе, спасшего ему жизнь: в первый раз, когда Фаддей Булгарин не принял его вызова на дуэль, второй — когда Николай I сделал пометку на деле потенциального участника декабристской организации: «высочайше повелено оставить без внимания».
Так что и нынешнее забвение, вероятно, спасло наследие Антона Дельвига для нас, поскольку изучавшиеся в советской школе русские поэты получали такие вводные статьи, что желания изучать их творчество не было никакого.
«Никто на свете не был мне ближе Дельвига…», — признавался Александр Сергеевич и сравнивал поэта с Державиным, отмечая, что его друг мастерски переносит читателя из Античности в мир русской старины. Стихи Антона Дельвига вдохновили на создание замечательных романсов таких выдающихся русских композиторов, как М. Глинка (Ах ты, ночка, ноченька), А. Даргомыжский (Шестнадцать лет) и, конечно, А. Алябьев (Соловей). Эти произведения стали высочайшими образцами русского романса.
Надворный советник, чиновник Министерства иностранных дел Антон Дельвиг был нерасторопен и признавал за собой фамильный грешок — лень. Однако это не помешало ему полностью погрузиться в литературу, работая под началом баснописца И. Крылова Императорской публичной библиотеке, а затем стать издателем альманахов «Северные цветы», «Подснежник» и «Литературной газеты».
Барон фон Дельвиг имел прямое отношение к декабристским организациям, таким как «Священная артель» и «Зеленая лампа», входил он и в благотворительное «Вольное общество любителей российской словесности» — рассадник идей освобождения России, председателем которого был его сенатор граф Салтыков, а фактическим руководителем — декабрист Фёдор Глинка.
Все окружение Антона Антоновича составляли опасные элементы, начиная от опального А. Пушкина до В. Кюхельбекера, братьев Бестужевых и К. Рылеева, которые были постоянными гостями его литературных вечеров. Это был тесный круг друзей, связанных любовью к своему народу, русской литературе и непосредственным близким общением.
Дельвига почему-то миновала горькая судьба друзей. Впрочем, как и «оракула» декабризма А. Пушкина. Видимо, на всех патриотов не хватило бы ни висельниц, ни казематов. А может быть, им помогло заступничество при дворе…
Помните анекдот, рассказанный Пушкиным о том, как Дельвиг звал Рылеева «к девкам»? «Я женат», — отвечал Рылеев. «Так что же», — удивлялся к тому моменту тоже женатый Дельвиг, — Разве ты не можешь отобедать в ресторации потому только, что у тебя дома есть кухня?». Рылеев оказался, видимо, счастливей друга в браке, его жена глубоко и искренне любила его и была ему поддержкой и опорой.
Пушкин поначалу приветствовал женитьбу друга на Софье Михайловне Салтыковой и увещевал: «Из жены своей сделай Арзамаску — непременно». И друг выполнил завет — литературный салон супружеской четы был популярен, возникли соблазны от окружения молодых людей.
Брак Дельвигов был поначалу счастливым, в нём родилась единственная дочь поэта Елизавета, но затем он дал трещину и, возможно, даже (так некоторые считали) привёл поэта к смерти. Антон Дельвиг, поссорившись с женой (или даже обнаружив её в объятиях другого) пошёл страдать на мороз, долго мёрз и вскоре скончался. Официально — от тифа.
