Аукцион Christie’s по продаже первой части наследия миллиардерши Хайди Хортен оказался необычайно успешным, несмотря на обвинения в том, что её муж Гельмут Хортен «извлек выгоду из положения» евреев в нацистской Германии.
10 мая на аукционе Christie’s было выставлено около сотни редких драгоценностей, принадлежавших покойной Хайди Хортен, которые та увлечённо и с большим вкусом собирала несколько десятилетий. Результаты первого тура торгов превзошли всяческие ожидания, принеся выручку в 156 миллионов долларов. Второй тур принёс ещё $42 млн.
Хайди Хортен (в девичестве Елинек), известную как «наследница универмагов», можно назвать австрийской Золушкой. В 1959 году 25-летней секретарше посчастливилось познакомиться и выйти замуж за 57-летнего владельца сети универмагов, впоследствии миллиардера, Гельмута Хортена. Детей и наследников у неё не было, но осталась великолепная коллекция предметов искусства, размещённая в её частном музее «Heidi Horten Collection» в Вене. Музей был открыт 3 июня 2022 года, всего за несколько дней до кончины его владелицы.

Шумиха, которая сопровождала открытие музея и аукцион Christie’s, связана с прошлым её давно умершего мужа.
После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году многие евреи были вынуждены продавать свой бизнес за бесценок и эмигрировать. Такая же история приключилась и с владельцами универмага Gebr.Alsberg в Дуйсбурге, которые в 1936 году продали его своему управляющему Гельмуту Хортену по цене значительно ниже рыночной. Финансирование сделки обеспечил друг семьи Хортенов – банкир Вильгельм Рейнольд. Купив бизнес, новый хозяин уволил еврейских сотрудников и переименовал магазин в «Универмаг Хортена». Событие это освещалось в National-Zeitung как «ещё одна бывшая еврейская компания в руках арийцев». Затем Хортен расширил бизнес, приобретя ещё семь универмагов в разных городах.
В августе 1946 года англичане арестовали Хортена и продержали его в заключении до начала 1948 года. Вернувшись в Дуйсбург и воспользовавшись тем, что его склады не были конфискованы, Хортен на волне экономического бума и денежной реформы возродил бизнес. В 1972 году, когда он вышел из бизнеса, он получил за него 1.2 млрд немецких марок.
В общем, «история успеха» очень похожа на «подвиги героев» Октябрьского переворота 1917-го и Перестройки.
Изначально Christie’s решила не упоминать о нацистском шлейфе капитала, ведь на кону стоит продажа самой крупной и ценнейшей коллекции, превосходящей собрания Элизабет Тейлор и семьи Аль Тани. Однако под давлением СМИ, было выпущено специальное заявление:
«Мы осведомлены об истории действий Гельмута Хортена в нацистский период, когда он покупал еврейские предприятия, которые были проданы под давлением. Его деятельность была хорошо задокументирована и заложила основу для его последующего богатства. Однако – никоим образом не игнорируя, и не оправдывая действия мистера Хортена – ювелирная коллекция его жены Хайди Хортен была собрана десятилетия спустя, между началом 1970-х и 2022 годом, годом ее смерти. Как и все имущество, доверенное Christie’s, эта коллекция прошла тщательную проверку. Происхождение каждого из 700 предметов, выставленных на аукцион, хорошо задокументировано, с подробными указаниями на покупку, и ни одна из этих драгоценностей не является результатом разграбления или принудительной продажи владельцем-евреем».

Впрочем, для участников торгов, вся эта история имела мало значения. Аукцион открылся оглушительными аплодисментами и с невероятным азартом.
Сумма, вырученная только за первую из четырех частей предметов, сразу превысила общую оценку коллекции. Из 96 выставленных на продажу лотов более половины ушло за сумму свыше 1 млн долларов. Не проданными остались только три предмета.
Самая высокая цена в $15 миллионов была заплачена за «Рубин Санрайз», описанный как «сенсационное кольцо с рубинами и бриллиантами от Cartier». За ним идет кольцо Bulgari с крупным розовым бриллиантом в обрамлении более мелких белых бриллиантов стоимостью $10 миллионов.
Оставшиеся 300 лотов коллекции «Мир Хайди Хортен» будут выставлены в Женеве в ноябре этого года.
