Барокко по-русски: 48-голосный хор вместо органа

Барокко по-русски: 48-голосный хор вместо органа

Музыкальное искусство барокко принято ассоциировать, преимущественно, с Италией и Германией. Но своя ветвь этого причудливого музыкального стиля развивалась и в России, объединив в себе изысканность европейской музыки и величавость древнерусского знаменного распева. О причудливом характере русского барокко, его истоках и развитии кратко рассказываем в этом материале.

Музыка с «борением гласов»

Сердцем русского барокко стало партесное пение. Терминология пришла из латыни: от лат. partes – голоса, а стиль гармонического пения – из Речи Посполитой. Во многом она отразила традиции хорового венецианского пения в сопровождении органа. Но православие отвергало использование музыкальных инструментов в богослужебной музыке (на Руси это называлось «гудением»), отдавая предпочтение человеческому голосу в звучании a capella. Традиционный для Руси одноголосный знаменный распев сначала обрел гармоническую раскладку на несколько голосов, а далее сменился духовными концертами.

У партесного стиля есть официальный год появления: 1668. В этом году на Русь пришли церковные грамоты с исправлениями церковных текстов и о внедрении в богослужение нового стиля пения. Целью нововведений была постепенная католизация православных верующих.

Традиции барокко в России ярко отразились в архитектуре. Ярким образцом так называемого московского барокко является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенный в 1690-е годы. Как отличен он от русских храмов: обилие резных деталей, сложная многоярусная композиция, стройность целого при обилии частностей. Особенно впечатляюще этот храм конца XVII века выглядит на фоне небоскребов XXI века.
Традиции барокко в России ярко отразились в архитектуре. Ярким образцом так называемого московского барокко является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенный в 1690-е годы. Как отличен он от русских храмов: обилие резных деталей, сложная многоярусная композиция, стройность целого при обилии частностей. Особенно впечатляюще этот храм конца XVII века выглядит на фоне небоскребов XXI века.

Многоголосное пение выстраивалось вокруг музыкального состязания певцов. Сходное этому состязание солиста и оркестра в инструментальном концертном жанре мы прекрасно знаем из образцов европейской музыки. В России этот прием называли «борение гласов» (насколько яркий и самобытный термин!). Исполняемые партии были невероятно виртуозными, а эффект – торжественным и весьма эмоциональным. В музыкальную «схватку» вступали 3-4 голоса. С расцветом жанра их количество могло увеличиваться до 12. Известны хоровые концерты, число голосов в которых доходит до 48. Чаще всего число голосов не было стабильным и с течением музыкальной мысли разрасталось, а далее вновь сворачивалось.

В качестве литературной основы для них использовали церковнославянские тексты. Но из-за сложности музыкального языка часто слова разобрать было трудно, что давало повод критиковать новый стиль церковного пения. Досадовало многих и то, что прихожане уже не могли петь во время службы, а становились просто слушателями.

В жанровом плане русское барокко вмещало в себя не только хоровой партесный концерт (чаще всего трехчастный), но и песенные жанры светского (канты) и духовного (псалмы) содержания.

Русская барочная композиторская школа

Многие из созданных произведений того времени оставались анонимными, но именно эпоха барокко стала колыбелью для становления русской композиторской школы. Крупнейшим мастером партесного концерта, теоретиком музыки своей эпохи был Николай Павлович Дилецкий (ок. 1630 – ок. 1681). Он родился в Киеве, учился в Вильно, работал в Смоленске и Москве.

Глядя на портрет Николая Дилецкого, понимаешь, как мало знаем мы об истории и культуре своей страны допетровских времен. Торжественные виртуозные партесные концерты в русских церквях как одно из ярчайших проявлений европейского барокко вступают в противоречие с «теорией окна», прорубленного Петром I в Европу.
Глядя на портрет Николая Дилецкого, понимаешь, как мало знаем мы об истории и культуре своей страны допетровских времен. Торжественные виртуозные партесные концерты в русских церквях как одно из ярчайших проявлений европейского барокко вступают в противоречие с «теорией окна», прорубленного Петром I в Европу.

Перу Николая Дилецкого принадлежит трактат «Мусикийская грамматика». По сути, это обобщение всех принципов музыкальной теории и композиции XVII века: здесь изложена теория мажора и минора, ладовых наклонений, тонального развития, принципы создания партесного концерта. Трактат Дилецкого пользовался огромной популярностью. Исследователи обнаружили как минимум 26 списков на русском и украинском языках, а сам трактат известен в трех редакциях.

Последователем Дилецкого в деле развития партесного концерта был певчий Хора Государевых певчих дьяков Ивана V, композитор Василий Поликарпович Титов (ок. 1650 – примерно 1710-1715). Титов создал множество хоровых произведений, положил на музыку Псалтири Симеона Полоцкого и был очень популярен при жизни. Подробности его биографии известны в связи со службой в Хоре Государевых дьяков, после роспуска хора в 1698 году информации о Титове практически нет. Известно, что в 1709 году он создал концерт «Рцы нам ныне», прославив в нем победу русских войск в Полтавской битве.

В конце XVII – первой половине XVIII века из партесного концерта родился классический русский хоровой концерт. Этот жанр пышным цветом расцвел в творчестве Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского – представителей уже классической эпохи. Поистине история русской композиторской музыки доглинковской эпохи таит еще немало интересных страниц и загадок.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку