Баски — заложники своей страны. Почему они всегда возвращаются?

Ряд моих учеников — испанцев, пишут мне: «Уважаемый профессор, почему вы всегда пишете о глобальной экономикt и трендах в мировой экономике, но никогда не пишете об экономике Страны Басков? А ведь мировая экономика складывается из ВРП — валового регионального продукта!».

Валовый региональный продукт, даже внутренний региональный продукт — изобретение конца 1970х годов. Это термин, который всё ещё не устоялся в науке и до сих пор флуктурирует от характеристики субъекта отдельно взятой федерации до объёмных экономичесrих показателей такого региона, как, скажем, Ближний Восток, Северная Африка или даже Евроазиатский регион.

Между тем не могу не отметить, что большинство знаменитых экономистов мира, такие как Нобелевский лауреат Джозеф Штиглиц и Нуриэль Рубини, который известен своими прогнозами начала и конца кризисов,  отмечают, что ВРП является зачастую более значимым показателем для характеристики экономик разных стран (а даже иногда и мировой), чем валовый национальный продукт (ВНП) или валовый внутренний продукт (ВВП).

Никогда не забуду высказывание одного профессора-экономиста Баскского национального университета (город Лехона), сказавшего мне: «Андрес, ни один нормальный экономист не будет рассуждать об экономических проблемах и трендах, не изучив ВРП».

Концепция подготовки экономических кадров в России (а я преподавал только на одном месте в экономическом ВУЗе 25 лет, имея научно-педагогический стаж в течение 48 лет) практически не предполагает знаний о ВРП. Если суммировать весь курс за 5 лет, эта тема имеет удельный вес не более 1% из 100%. А должно быть 99% к 100%.

Дело в том, что вообще целеполагание в России как в экономике, так и в политике перевёрнуто с головы на ноги и с ног на голову. Во всех ВУЗах, не только экономических, преподают все общественные гуманитарные и точные науки (а прикладные экономические дисциплины, такие как изучение рынков или инвестиций относятся к точным наукам) как взгляд из космоса.

Будда смотрит на микроскопического человека из своего «высока», а должно быть наоборот: вот моя хата, вот мой дом родной, вот моя улица, вот мой район, вот мой посёлок. Лишь через призму событий в моём околотке я буду воспринимать всё, что происходит в остальном мире — как правило, «зазеркалье». Что толку, что в ВУЗах долдонят, кувалдой вбивают отвлеченные, умозрительные определения и терминологический корпус экономической теории, которые сами по себе очень важны, но совершенно непонятно, как оперировать этими знаниями, непонятно, кто их автор и при каких обстоятельствах тот или иное событие в экономике произошло.

Всё это проистепкает из глобалистического подхода — марксистского учения, материалистического, но позаимствовавшего всю идеологию и подходы у Гегеля — абсолютно религиозного философа, через забор дискурс которого «пробраться» было нелегко. Сам философ в конце жизни утверждал, что его понимает только один человек — он сам, да и тот с трудом. Видимо, Вильгельм Георг в конце жизни прочитал, что написал.

Гениальный философ, обогатив марксизм, не сделал его конкретным предметным учением, способным двигать экономическую науку вперёд. Претендуя на объективистский подход, он изобилует глобалистическими определениями и выводами, которые практически ничего не дают конкретной науке, что и отмечает большинство Нобелевских лауреатов по экономике, говоря о современной мировой экономике.

Об этом говорил и Пол Самуэльсон — автор самого востребованного учебника по экономике, без которого не обходится ни один университет мира, за исключением экономфакультета МГУ.

Баски - заложники своей страны. Почему они всегда возвращаются?

К чему я разразился всем этим промыслительным пассажем, в то время как редакционное задание было дать статью только по информационному поводу. отчёт правительства Испании за 2022 год?

Так вот, официально «впереди планеты всей» в Испании — Страна Басков. Если раньше она давала 17% ВНП, то сейчас — 21-22%. Вы скажете, подумаешь 1-2%, они погоды не делают… Нет, делают, да ещё как делают!

Вот об этом я и хотел поговорить. Эти 3-5% получены за счёт инновационных технологий. Возникает вопрос: как в тяжелых условиях пандемии и двойной тяжести системного кризиса всей испанской экономики маленькая Страна Басков показывает пример прорыва и экономической доблести, о которой пишет вся экономическая пресса Испании, включая АВС, журнал «Экономия» и другие.

Суть вопроса в том, как относиться к кризисам. Есть два подхода: российский — кричать «волки, волки» (в этом случае в очередной раз, когда волки появляются, вам уже никто не верит) и баскский — ничего никому не говорить, не «ложиться» под кризис, не просить вспомоществования из центра и из ЕС, а тихо, спокойно и уверенно привлекать инвестиции. За счёт чего — об этом и поговорим.

У Страны Басков есть два ресурса, которые безоговорочно и неоспоримо работают всегда: экономическому истеблишменту Страны Басков доверяют, а инновационная сфера бумит.

По итогам 2022 года Страна Басков входит в первую пятёрку регионов Испании из 17, которые больше всего вкладывают в НИОКР и создают заделы передовых технологических линеек, главным образом в биоинженерии, сельском и лесном хозяйствах, аквакультуре и защите окружающей среды.

Страна Басков хочет не только сегодна-завтра процветать, но и думать о судьбе грядущих поколений. Это похоже на правду, потому что баскский национализм (он является главенстствующей идеологией 3-миллионного государственного образования) что-то да значит в экономике.

Удивительно, но факт: в условиях кризиса в Испании (я говорю о ВРП) 7 регионов процветают. Да, действительно, остальные регионы, кроме названных пяти, либо ухудшили своё положение, либо остались при своих на всё время кризиса.

Главный итог 2022 года — Страна Басков бумит за счёт инвестиций, а в конечном счёте за счёт правильного целеполагания, состоящего в том, что с кризисом не надо бороться, а его надо использовать, как мудрые люди используют стихию ветра как электричество.

Для кого-то война, для кого-то — мать родная. Я не хочу сказать, что Страна Басков профитирует на других регионах. Во-первых, им никто не мешает делать то же самое. Во-вторых, Страна Басков не берёт ни одного цента их общеиспанского кошта. Все инвестиции (не менее 80%) пришли из Европы минуя национальный центр — Мадрид.

Страна Басков научилась, пусть и экономическими средствами, выживать в конвульсивной, непрогнозируемой и враждебной для неё среде мировой экономике.

Средний промедиум ВНП на душу населения в Стране Басков не менее чем на 30% выше среднего по остальной Испании. И об этом никто не говорит — об этом знают узкие специалисты, и это правильно, а также сами баски, понимающие, что в мире нет для них лучшей страны. В этом и кроется причина того, что баски всегда возвращаются домой и остаются неразрывно связаны с родиной.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку