Берлиоз и Сен-Санс в борьбе за Римскую премию: триумф и разочарование

Берлиоз и Сен-Санс в борьбе за Римскую премию: триумф и разочарование

Страсти и ажиотаж молодых французских композиторов вокруг Римской премии периодически вспыхивали с нешуточной силой. Но из этих историй можно извлечь достойные уроки. В центре внимания этого материала настойчивый Гектор Берлиоз, достигнувший желаемого с четвертой попытки, и Камиль Сен-Санс, который не стал от своей неудачи менее талантливым композитором.

Римская премия, учрежденная в XVII веке для архитекторов, скульпторов, граверов и живописцев Людовиком XIV, включила номинацию «Музыкальная композиция» в 1803 году. Конкурс проходил в два тура. В первом композиторы состязались в искусстве писать фугу. Во втором представляли на суд жюри кантату для голоса и оркестра, созданную на заданный текст.  Победитель получал право на трехлетнее проживание на вилле Медичи в Риме и профессиональную стажировку.

Гектор Берлиоз (1803 – 1869)
Гектор Берлиоз (1803 – 1869)

В 1827 году студент Парижской консерватории Гектор Берлиоз впервые принял участие в конкурсе и остался без какой-либо награды, представив на суд кантату  «Смерть Орфея» для тенора, хора и оркестра. В следующем году Берлиоз почти поймал удачу за хвост, став вторым. В этот раз он предоставил на конкурс кантату «Эрмини», музыкальную тему из которой впоследствии использовал в своей Фантастической симфонии. Первую премию он уступил Гийому Деспрео, который и отправился в заветную стажировку в Рим.

А сам Берлиоз дописал Фантастическую симфонию, которая открыла его имя многим современникам и стала ярким событием в культурной жизни Европы.

В 1829 году фортуна вновь отвернулась от Гектора Берлиоза, впрочем, и строгое жюри не смогло выбрать лучшего, оставив первую премию не присужденной. Конкурсанты в этот год писали произведение для голоса и оркестра на текст Виейяра «Клеопатра».

В 1830 году Берлиоз завершил свое обучение в Парижской консерватории и решил вновь испытать удачу. В этот год конкурсанты писали «Сарданапал». Представленная Берлиозом партитура была великолепна, особенно в финале. Здесь композитор изобразил пожар и взрыв. К сожалению, на первом исполнении на концерте в честь победителей конкурса этот эффект утонул в «пятистах тысячах проклятий музыкантов», которые не смогли убедительно сыграть задуманный Берлиозом драматический финал произведения.

Одна из страниц рукописи кантаты «Сарданапал» Берлиоза
Одна из страниц рукописи кантаты «Сарданапал» Берлиоза

Как победитель конкурса Берлиоз уехал в Рим на виллу Медичи, что стало причиной расторжения его невестой помолвки. Она вышла замуж за другого, а Берлиоз всерьез вынашивал планы убийства неверной и ее супруга. Но творческая обстановка быстро развеяла несчастье композитора, а Римские трехлетние каникулы увенчались открытием итальянской музыки, творчества Байрона и знакомством с Михаилом Глинкой.

Спустя 20 лет после выигрыша в конкурсе Гектор Берлиоз вошел в состав жюри. И здесь стал свидетелем неудачных попыток получить ее со стороны Камиля Сен-Санса.

Камиль Сен-Санс (1835 – 1921)
Камиль Сен-Санс (1835 – 1921)

Сен-Санс впервые подал заявку на участие в конкурсе в 1852 году, за год до окончания Парижской консерватории. Первую премию тогда получил Леонс Коэн, хотя многие из членов жюри высоко оценили дарование Сен-Санса. Интересно, что в том же году молодой композитор по единогласному решению жюри стал победителем другого музыкального конкурса при Обществе Святой Цецилии.

Далее Сен-Санс занимался собственной карьерой органиста и композитора, в чем весьма преуспел. Ференц Лист называл его величайшим органистом современности, а Россини и Берлиоз активно поддерживали на композиторском поприще.

Один из «хитов» Камиля Сен-Санса – Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки и оркестра написано в 1863 год, за год до второй попытки получить Римскую премию. Но оно оставалось неизвестным для публики до 1867 года, когда его на премьере исполнил Пабло де Сарасате. Этому выдающемуся скрипачу Сен-Санс и посвятил партитуру.

В 1864 году Сен-Санс – уже широко известный музыкант — вновь подал документы на участие в конкурсе на Римскую премию. Признанный талант зрелого музыканта здесь сыграл ему не на руку. Приз отдали молодому Виктору Зигу, хотя члены жюри и испытывали угрызения совести.

Мы дали Римскую премию молодому человеку, который не ожидал, что выиграет, и чуть не сошел с ума от радости. Мы все ожидали, что приз достанется Камилю Сен-Сансу. Признаюсь, я сожалел, что голосовал против человека, который действительно является великим артистом, к тому же хорошо известным, практически знаменитым. Но другой конкурсант, будучи ещё студентом, имеет внутренний огонь, вдохновение, он чувствует, что может сделать то, что другие не могут… Так что я голосовал за него, вздыхая при мысли о несчастье, которое принесёт Сен-Сансу этот проигрыш. Но, что ж, надо быть честным.

Гектор Берлиоз

Нельзя не отметить, что вскоре сочинения Сен-Санса были отмечены на другом музыкальном конкурсе – в честь открытия Всемирной выставки в 1867 году. Впрочем, и по настоящее время победы в престижных конкурсах не всегда являются истинным мерилом таланта. Как в любом соревновании в них есть элемент удачи.

15 июня в Большом зале Московской консерватории стартует Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова, значит, мы вновь сможем стать свидетелями триумфов и разочарований. Такова жизнь!

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку