11 ноября (или, по старому стилю 30 октября) 1821 года родился русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Он происходил из небогатой дворянской семьи и рано осиротел. Отец писателя, который служил лекарем в больнице для бедных, однажды погиб от руки кучера. Зигмунд Фрейд в статье «Достоевский и отцеубийство» даже выводит из этого раннего переживания комплекс вины у писателя, болезненно отразившийся на его творчестве.
Литературный путь Достоевского начался с публикации в 1845 году романа «Бедные люди», который снискал огромную популярность.
Вокруг таланта Достоевского, такого самобытного и национального, не утихают споры. Кто-то, как В.Набоков, считает его писателем «довольно посредственным» и упрекает за «болезненную форму христианства» (примерно то же видят в позднем Н.В. Гоголе). Кто-то видит в нём пророка, великого социального психолога, мастера детектива и Бог весть что ещё.
Мне думается, что водораздел лежит в Православной проблематике. Вне Православия гений Достоевского попросту непонятен, и глубина разработки тем грехов (в их ступенном развитии) и покаяний также представляется сплошным морализаторством и скукой. Различие такого восприятия – как если бы воспринимать фортепиано с точки зрения обработки дерева.
В каждом из своих произведений Достоевский проследил путь от истоков и зарождения греха (прежде всего гордыни), далее в его развитии вплоть до преступления, и в покаянии соблазнённых грехом главных героев. Всю эту цепочку в концентрированном виде Фёдор Михайлович увидел на каторге в 1850-1854 гг, куда был отправлен за участие в вольнодумном кружке проф. Петрашевского, и по итогам которой он написал затем «Записки из Мёртвого дома». В Сибири же Вера писателя была подпитана жёнами сосланных декабристов, которых он там встретил и от которых получил в подарок Новый Завет. Реабилитация службой рядовым закончилась восстановлением в потомственном дворянстве в 1857 году.
Достоевский писал о своём круге – русском дворянстве, оказавшемся в тяжёлом положении после реформы по отмене крепостного права. Писал о его тяготах, духовных исканиях, ошибках и прозрениях. Многие герои его произведений найдены в жизни. Так, в основе «Преступления и Наказания» – процессы убийств своих кредиторов студентом Даниловым и офицером Ландсбергом. В основе «Бесов» — убийство студента Петровской земледельческой академии, в которой учился племянник Достоевского, кружком революционера Нечаева. Материалы открытого процесса над Нечаевым были тщательно изучены и использованы Достоевским в романе.
Достоевский был общественным деятелем, как, пожалуй, все литераторы XIX века. По убеждениям близок почвенничеству (национальному религиозному мировоззрению с верой в особую мессианскую роль русского народа).
В ходе реформ, сопряжённых с отменой крепостного права в России, были пересмотрены многие основы, в том числе судебные – начались гласные (открытые) судебные разбирательства. И писатель принял в них самое активное участие, ходил на заседания и вёл их трансляцию в «Дневнике писателя». Писателю удалось спасти несколько обвиняемых от несоразмерно тяжёлого приговора.
Блистательный русский юрист XIX века А.Ф. Кони писал о нём как “о великом художнике, который умел властно и глубоко затрагивать затаённые и нередко подолгу молчаливые струны сердца». Вспоминая о Ф.М. Достоевском, Кони отмечал значение писателя для гуманизации системы наказаний, а также о том, как мгновенно находил он общий язык с детьми.
В 1867 писатель женился вторым браком и был в нём счастлив. Анна Григорьевна после смерти писателя посвятила себя заботе о его наследии и, кроме того, оставила полные любви воспоминания. «Мой добрый муж не только любил и уважал меня, как многие мужья любят и уважают своих жен, но почти преклонялся предо мною, как будто я была каким-то особенным существом», — так она резюмирует воспоминания о 14 годах брака.
Ф.М. Достоевский умер в зените славы 29 января (как и любимый им А.С. Пушкин) 1881 года. Незадолго до этого, в 1880 году, в Москве состоялось открытие памятника А.С. Пушкину, на котором прозвучала пламенная речь Достоевского о Пушкине как о выразителе русского духа, с указанием на «всемирность всечеловечность его гения». Речь произвела фурор и прибавила тогда уже признанному писателю популярности как выразителю духа эпохи.
А.Ф. Кони. Воспоминания о писателях. – М., издательство Правда, 1989.
В.В. Набоков. Лекции по русской литературе. – М., Издательство Независимая Газета, 2001
А.Б. Криницын. Ф.М. Достоевский (1821-1881. // Русская литература XIX-XX веков…, Филологический факультет МГУ, 1998
А.Г. Достоевская. Воспоминания. – М., Правда, 1994.