Битва за «Севильского цирюльника»: Паизиелло VS Россини

Битва за «Севильского цирюльника»: Паизиелло VS Россини

Обращение Россини к сюжету Бомарше посчитали большой дерзостью – невероятно популярная опера «Севильский цирюльник» Паизиелло к этому моменту уже 34 года безраздельно царствовала на оперных сценах Европы.

Титульный лист партитуры оперы Россини «Севильский цирюльник»
Титульный лист партитуры оперы Россини «Севильский цирюльник»

Желание Джоаккино Россини – уже широко известного оперного композитора, автора «Итальянки в Алжире» и «Танкреда», создать оперу на основе комедии Бомарше «Севильский цирюльник» стало вызовом мастеру комической оперы и старшему современнику Джованни Паизиелло. Его «Севильский цирюльник» с огромным успехом шел на оперных сценах Европы с 1782 года.

Исследователи не исключают, что именно успех оперы Паизиелло на сюжет Бомарше натолкнул Моцарта на создание оперы «Свадьба Фигаро». Это может быть правдой – над своей оперой Моцарт работал с декабря 1785 года, а премьера состоялась в мае 1786 года – спустя 4 года после премьеры оперы Паизиелло.

Оперу на сюжет комедии Бомарше Паизиелло написал в Петербурге. Он служил композитором при Петербургском дворе по приглашению Екатерины II c 1776 по 1784 годы. Не исключено, что идея обратиться к пьесе Бомарше была связана с Екатериной II. Поставленная в Петербурге воспитанниками Кадетского корпуса комедия вызвала у императрицы бурный восторг и могла натолкнуть Паизиелло на мысль воплотить сюжет в музыкальном театре.

Премьера «Севильского цирюльника» прошла в Зимнем дворце, вскоре опера покорила всю Европу и была одной из любимейших опер-буфф в Европе. Но до тех пор, пока с этого пьедестала ее не вытеснила блистательная опера Россини.

Джованни Паизиелло (1741-1816) на портрете Виже-Лебрен, 1791
Джованни Паизиелло (1741-1816) на портрете Виже-Лебрен, 1791

Работу Джоаккино Россини над этим произведением можно охарактеризовать словом «вдохновенная» — только так можно объяснить создание этого шедевра всего за 20 дней. По другим источникам само создание музыки заняло у композитора всего 14 дней, остальные дни он находился в томительном ожидание стихов для оперы от своего либреттиста Чезаре Стербини.

Джоаккино Россини (1792-1868) на фотографии 1865 года
Джоаккино Россини (1792-1868) на фотографии 1865 года

Россини не был готов открыто тягаться с именитым коллегой и тем более огорчать его в уже преклонном возрасте (Паизиелло было уже 75 лет). Опера в итоге вышла под названием «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Но это не спасло ее от запланированного недругами провала.

Быстро восходящая звезда Россини не давала покоя многим деятелям театрального искусства Италии, а темперамент итальянцев придавал этим стычкам невероятные формы. Накануне премьеры новой оперы противники композитора объединились со сторонниками Паизиелло, возмущенными посягательствами на уже воплощенный их кумиром в опере сюжет, и детально продумали план провала премьеры.

На протяжении всего спектакля одна часть публики постоянно кашляла, другая громко переговаривалась, третья – шикала и шипела. Альмавива был выпущен на знаменитую серенаду без гитары, о чем вспомнил уже на сцене и не знал чем занять себя во время пения. Дон Базилио «попался» на незабитый до конца гвоздь и долго не смог освободиться из его плена. Вишенкой на торте мести стала выпущенная на сцену кошка. Ослепленная светом и испуганная громкими звуками, она металась по сцене в поисках выхода…

Россини, вставший за пульт оркестра, покинул спектакль в антракте. Одна из исполнительниц премьерного спектакля позже вспоминала, что по окончании оперы зашла утешить маэстро после провала, но он безмятежно спал. Такое спокойствие вскоре оправдалось. Спектакли новой оперы шли, публика все теплее принимала сочинение Россини. И вскоре, говоря о «Севильском цирюльнике», меломаны априори уже имели ввиду оперу не Паизиелло, а Россини. К счастью, сам Паизиелло не застал этого – гений уже уходящей эпохи скончался спустя три месяца после премьеры оперы Россини.

Появление главного героя Фигаро с напевания из-за сцены вызывало у первых слушателей  тот же успех, с каким блистательного Дмитрия Хворостовского приветствовала французская публика в 1998 году.

Опера Россини изобилует настоящими шедеврами. Ария Дона Базилио «Клевета» вполне зрительно изображает, как маленький слух превращается в бурю общественного возмущения.

Арию Дона Базилио исполняет Ильдар Абдразаков.

Следует ли нам сравнить оперы Паизиелло и Россини? Наверно, нет. Обе имели огромную популярность в свое время, но последнее быстро меняется, принося новые интонации и решения. Опера Паизиелло ушла в небытие вплоть до ХХ века, когда многие театры вновь обратились к забытому шедевру и вновь стали ставить его на своих сценах. Опера Россини же остается в золотом фонде мировой оперы по сей день, не утратив ни капли своего юмора, легкости и полета музыкальной мысли.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку