Блюзы для Баха, или Фуги с джазовым контрабасом

Блюзы для Баха, или Фуги с джазовым контрабасом

Международный день джаза – прекрасное время, чтобы открыть для себя что-то новое из мировых сокровищниц джазовой музыки. Так как в этот день 100 лет назад родился Перси Хит – известный джазовый контрабасист, участник Modern Jazz Quartet, то обратим свое внимание на альбом группы «Blues on Bach». Переложения баховской полифонии, клавесин в сопровождении джазового контрабаса и блюзы на монограмме Баха – краткий дайджест этого материала.

Modern Jazz Quartet

Что получится, если объединить виброфон, фортепиано, контрабас и ударные? Знатоки джаза сразу ответят: Modern Jazz Quartet. Коллектив родился в 1952 году из участников оркестра Диззи Гиллеспи. Особое очарование и неповторимый саунд квартету придавало звучание виброфона, достаточно редкого для джаза инструмента.

Modern Jazz Quartet: Джон Льюис (фортепиано), Перси Хит (контрабас), Конни Кей (ударные) и Милтон Джексон (вибрафон).
Modern Jazz Quartet: Джон Льюис (фортепиано), Перси Хит (контрабас), Конни Кей (ударные) и Милтон Джексон (вибрафон).

Негласным лидером квартета стал пианист и композитор Джон Льюис. Благодаря нему джазовые композиции коллектива стали приобретать черты академической камерной музыки: усложнялась форма, подключалась полифония между голосами, расширялся образный мир. Джазовые стандарты, свинг и бибоп перемежались с оригинальными авторскими произведениями.

Этот процесс взаимодействия культур достиг апогея в 1974 году, когда Modern Jazz Quartet записали альбом «Blues on Bach». В него вошли 9 музыкальных треков. Автором 5 из них был Иоганн Себастьян Бах.

Сыграем Баха на четверых?

Структура альбома подразумевает чередование 5 аранжированных баховских произведений и 4 оригинальных блюзов. Получается своего рода сюита, где адаптация музыки Баха для инструментов квартета служит вступлением к оригинальному блюзу.

Чтобы подчеркнуть архаичность музыки Баха, Льюис меняет привычный для себя рояль на клавесин – клавишный инструмент эпохи барокко. Сочетание старинного клавесина, вибрафона, джазового «шагающего» контрабаса и легких ударных (треугольник, колокольчики, тарелки) удивляет, но прекрасно передает настроение баховской музыки.

«Precios Joy» — переложение хорала из Кантаты BWV 147. Интересно сравнить оригинальное звучание и переложение: как джазмены аккуратно подошли к баховскому хоралу. Мелодическая линия струнных ушла к виброфону, клавесин принял хоровые голоса. Контрабас углубил басы, а колокольчики создали легкое приподнятое настроение.

В альбоме также исполнены в переложении две хоральные прелюдии, фуга из «Хоральной книжечки» и прелюдия из I тома «Хорошо темперированного клавира». Каждая адаптация предваряет оригинальный блюз.

Блюзы на BACH

Название альбома – «Blues on Bach» — дословно объясняет его главную фишку. Оригинальные блюзы действительно расположены на BACH – тональностях, сложенных из букв монограммы Баха.

В основе монограммы имени Баха – латинское обозначение нот. B – си бемоль, А – ля, С – до, h – си бекар. Первым свое имя в музыкальный ребус заключил сам Иоганн Себастьян. Он нередко использовал эту последовательность звуков в своих произведениях. Далее в истории музыки эта тема стала своего рода символом. Особенно часто ее использовали романтики и композиторы ХХ века.
В основе монограммы имени Баха – латинское обозначение нот. B – си бемоль, А – ля, С – до, h – си бекар. Первым свое имя в музыкальный ребус заключил сам Иоганн Себастьян. Он нередко использовал эту последовательность звуков в своих произведениях. Далее в истории музыки эта тема стала своего рода символом. Особенно часто ее использовали романтики и композиторы ХХ века.

Modern Jazz Quartet включают в альбом 4 блюза: in B, in a, in c, in H, то есть строго следуя по монограмме Баха. В этих блюзах возвращается привычное для квартета фортепиано.

Чередование музыки Баха и блюзов заставляют совершенно по-иному взглянуть на последние. В характере баховской полифонии и джазовой импровизации вдруг обнаруживаются некоторые сходства: работа с музыкальной темой, неспешный характер музыкального повествования, чередование тем с некоторой соревновательностью между ними. В итоге можно задать себе вопрос: а так ли далек джаз от музыки барокко? Слушали ли современники Баха его светскую музыку так, как сегодня мы слушаем джаз?

Музыкальное искусство, как и многое в мире, развивается по спирали. И многие стили в музыке на самом деле ближе друг к другу, чем кажется на первый взгляд. Джаз, который вобрал в себя не только элементы барокко, но также классической и романтической музыки, а также авангарда, в этом плане особенно показателен.

С Международным днем джаза!

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку