Божественный богемец и друг Моцартов: Йозеф Мысливечек

Божественный богемец и друг Моцартов: Йозеф Мысливечек

285 лет назад в Праге родился чешский композитор и дирижёр, один из представителей классицизма Йозеф Мысливечек (1737 – 1781). Большую часть своей недолгой жизни он провел в Италии, где публика отчаялась выучить фамилию иноземца и называла его просто «Божественный богемец».

Свободный художник

Йозеф Мысливечек родился в семье зажиточного мельника и получил прекрасное для своего времени образование (факультет философии Пражского университета). Вместе с братом-близнецом в возрасте 22 лет Мысливечека приняли в Пражскую гильдию мельников, а еще через 2 года они получили звание мастера-мельника. Но сердце молодого человека принадлежало музыке, заниматься которой он начал еще в детстве.

Первые уроки композиции он получил у пражского органиста и композитора Йозефа Сегера. Их результатом стали первые 6 симфоний, которым он дал названия первых шести месяцев года. В 1963 году по протекции графа Вальдштейна Мысливечек уехал в Венецию. Здесь он создал свои первые оперы «Семирамида» и «Беллерофонт», которые принесли ему успех на чужбине. Композитор решил остаться в Италии, а в 1771 году его приняли в члены Филармонической академии в Болонье.

Мысливечек, в отличие от многих современников, не хотел служить при дворах аристократов. Он зарабатывал на жизнь частными уроками, выступлениями и сочинительством, а также принимал спонсорскую помощь от богатых поклонников своего таланта. Удача была благосклонна к композитору недолго: во второй половине 1770-х годов он утратил нос вследствие загадочной болезни, а в 1780 году провалились премьеры сразу двух его опер («Армида» в Милане и «Медонта» в Риме). Спустя год Мысливечек умер в Риме в нищете.

Бюст композитора установлен на доме на улице Мелантрихова в Праге, который выдается за место рождения композитора. На самом деле место появления на свет Йозефа Мысливечека точно не установлено. Скорее всего, он родился не в Праге.
Бюст композитора установлен на доме на улице Мелантрихова в Праге, который выдается за место рождения композитора. На самом деле место появления на свет Йозефа Мысливечека точно не установлено. Скорее всего, он родился не в Праге.

Отношения с семьей Моцартов

Знакомство 33-летнего Йозефа Мысливечека с 14-летним Вольфгангом Амадеем Моцартом произошло в Болонье, когда оба получили звание членов Болонской академии. Достаточно серьезная разница в возрасте не стала помехой для возникновения большой личной и творческой дружбы. Имя Мысливечека – одно из наиболее часто упоминающихся имен в переписке Вольфганга Амадея с отцом Леопольдом.

Юный Моцарт нередко «одалживал» у Мысливечека музыкальные темы, создавая на их основе модные арии и инструментальные произведения. Например, в каталоге произведений Моцарта мы обнаруживаем арию для сопрано с аккомпанементом клавира «Ridente la Calma», которая является переложением арии из оперы «Армида» Мысливечека.

«Ridente la Calma» В.А. Моцарта в исполнении Суми Чо. Основой композиции стала ария из оперы Мысливечека «Армида». Переложения сочинений других авторов были нормой того времени.

Встреча Моцарта с Мысливечеком принесла большую пользу Вольфгангу Амадею. Он только начинал свой путь в качестве композитора и дружба с уже состоявшимся мастером, признанным в Италии, давала молодому музыканту возможность перенимать ценный опыт. Не исключено, что Мысливечек стал одним из европейских композиторов, оказавших наибольшее влияние на формирование стиля Моцарта.

Предательства

Дружба двух композиторов прервалась в 1778 году. Первыми звонками стали слухи о постыдной болезни Мысливечека, следствием которой стала практически полная потеря им носа (вероятно, имеется в виду сифилис). Об этом в письме к сыну упоминает Леопольд Моцарт. Сам Мысливечек в письме к Вольфгангу Амадею жалуется, что проблемы с носом возникли из-за аварии с повозкой по дороге в Мюнхен, где он пострадал, и некомпетентного хирурга. Моцарт отказывался верить слухам о Мысливечеке и сердечно сопереживал страданиям своего друга.

Истинной причиной разрыва отношений стало невыполнением Мысливечеком обещания организовать для Моцарта комиссию в оперном театре в Неаполе. Театр Сан-Карло в то время был одним из наиболее престижных оперных театров Италии, а Мысливечек – композитором, чьи оперы ставились там регулярно в 1760-70-х годах. Мысливечек передал Моцарту заказ на создание оперы для театра, но театральная дирекция отказалась принимать замену. Вины Мысливечека в этом не было, но Леопольд Моцарт уже настроил сына против Йозефа.

Другой удар композитору косвенно нанесла итальянская певица Катарина Габриэлли. Вероятно, они состояли в любовной связи, но точно известно одно – Габриэлли была музой композитора и блистала в его операх. Хотя певица считала, что Мысливечек добился успеха на оперном поприще благодаря ее таланту.

В 1769 году Катарину Габриэлли пригласили петь в Санкт-Петербург при дворе Екатерины II. Итальянка имела большой успех в России, но славилась капризным нравом. В 1775 году императрица приказала выслать ее за пределы страны.
В 1769 году Катарину Габриэлли пригласили петь в Санкт-Петербург при дворе Екатерины II. Итальянка имела большой успех в России, но славилась капризным нравом. В 1775 году императрица приказала выслать ее за пределы страны.

В 1780 году в Милане на сцене театра Ла Скала композитор готовил премьеру оперы «Армида». Габриэлли, которая находилась на последнем месяце внебрачной беременности (исследователи считают, что от какого-то влиятельного вельможи), потребовала дать ей исполнение главной партии. Помимо того, что певица была не в голосе, есть указания, что прямо между актами премьерного спектакля она родила ребенка… Премьера провалилась, а  влиятельные поклонники Габриэлли обвинили во всем Мысливечека. Через год после этого удара Мысливечек, отстранившийся от светской жизни, скоропостижно скончался.

Йозеф Мысливечек. Октет B-dur. Мелодическая изобретательность, гармоническая стройность, динамичность формы – творческий стиль композитора представляет расцвет музыкального классицизма и непосредственно предвосхищает гений Моцарта.

Божественный богемец, рожденный в Чехии и посвятивший жизнь итальянской опере Seria, умер в забвении. Долгое время его имя оставалось практически неизвестным, а вклад в развитие музыкального искусства – недооцененным.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку