«Будет прав тот, кто окажется сильнее». Одиссея Василия Яна

150 лет со дня рождения писателя и путешественника Василия Яна

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Василия Григорьевича Яна, автора популярных исторических романов о монгольском нашествии: «Чингиз-хан», «Батый», «Юность полководца» и «К «Последнему морю»». Однако жизненный путь этого замечательного писателя не менее увлекателен. Сегодня мы коснёмся лишь некоторых аспектов его творчества и путешествий.

Василий Янчевецкий (такова настоящая фамилия писателя) родился 4 января 1875 года в Киеве в семье антиковеда Григория Янчевецкого (из священнослужителей) и Варвары Магеровской, женщины из могущественного казацкого рода.

За свою почти 80-летнюю жизнь он написал 17 романов и повестей, 40 рассказов, 32 пьесы, 13 сценариев и либретто. Только по состоянию на начало 1975 года его сочинения были изданы 250 раз на 38 языках в 22 странах.

На своём богатом жизненном пути Василий Григорьевич пересёкся с огромным количеством знаковых фигур — генерал Михаил Скобелев, русские писатели Иван Тургенев и Иван Гончаров, европейские литераторы Р.М. Рильке, Артур Конан Дойль и Д.Р. Киплинг, художник Василий Верещагин и политик Уинстон Черчилль.

С кем-то он встречался как писатель, а с кем-то — как журналист или дипломат-переговорщик. Именно служба на благо родины предопределила обширную географию путешествий Василия Григорьевича и дала ему пищу для будущих литературных трудов.

Романтик-«бродяга» в начале пути

Первую поездку Василий Ячневецкий предпринял сразу по окончании историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета как внештатный корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей».

50 рублей в месяц на дорожные расходы и 50 копеек за каждую напечатанную строку (хороший по тем временам гонорар) не очень обрадовали родителей — они не одобряли решение сына стать «бродягой». Однако ничто не могло отвратить начинающего писателя от избранного пути.

Пеший корреспондент держал путь через Великий Новгород, Поволжье, Урал и Сибирь до самого Владивостока. Начав поход в Новгороде, он дошёл до Ржева, зимовал на Смоленщине, весной через Ярославские земли дошёл до Казани. Затем по реке Каме прошёл бурлаком до Симбирска, и месте со сплавщиками леса спустился по Днепру от Орши до Киева, после чего двинулся к Екатеринославлю (Днепропетровску).

Летом 1899 года будущий писатель прервал своё путешествие «из Петербурга в деревню» и отправился журналистом «Нового времени» в Англию, где на велосипеде объехал почти весь юг страны.

После путешествия на Русский север в 1900 году в звании младшего чиновника по особым поручениям Василий Янчевецкий отправился на Восток. В Баку, Ашхабаде, Хивинском царстве ему было поручено вести тайные переговоры с хивинским ханом о пресечении контрабанды из Ирана. Причём в Ашхабад (теперь — столица Туркменистана) Василий Григорьевич приехал уже семейным человеком, женившись на молодой вдове Марии Бурмантовой, дочь которой Евгению удочерил.

В 1903 году литератор отправился с американской экспедицией в Иран и Афганистан. Британцы восприняли попытки русского проникнуть в недружественную тогда России страну со всей серьёзностью, побудив афганские власти издать приказ об его аресте. Но в это время деньги на миссию закончились и он успел вернуться в Россию, где умер его отец.

В русско-японскую войну Янчевецкий стал внештатным младшим чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Хабаровска. Сначала инспектировал Транссиб, затем был направлен в Харбин по делам военно-госпитального управления, одновременно служа корреспондентом Петербургского телеграфного агентства (ТАСС).

В 1906 году Василий Григорьевич недолго находился на службе чиновником особых поручений Туркестанского переселенческого управления. А в 1907 всё семейство Янчевецких проехало по Восточному Средиземноморью от Стамбула до Каира.

Карьерный рост и выбор коллежского советника

В 1908 году Василий Ячневецкий «осел» в столице, где стал преподавать латинский язык в 1-й петербургской гимназии. Среди его учеников были будущий драматург Всеволод Вишневский и будущий поэт Всеволод Рождественский.

В этом же году у Василия Григорьевича от холеры умирает жена, и в 1909 он женится на Ольге Виноградовой, которая родит ему единственного сына — Михаила. Следующими супругами писателя будут его секретари — Мария Алексеевна Маслова и Лидия Владимировна Макарова.

Нахождение в Петербурге не было очень долгим — во время Балканской войны он отправляется корреспондентом в Стамбул, откуда с началом войны с Османской империей едет в Румынию.

В это время карьера Василия Ячневецкого на взлёте — сначала он повышен до чина титулярного советника, а затем становится коллежским советником (ранг полковника). И тут приходит 1917 год…

Во время гражданской войны он на стороне белых — редактор фронтовой газеты «Вперёд». Впрочем, после разгрома Колчака, он переходит на сторону красных, исповедуя трезвый прагматизм. «…Будет прав тот, кто окажется сильнее и в конце концов победит» — писал Василий Ян в одной из своих пьес.

***

Были люди, которые переходили на сторону победившей власти, чтобы сохранить имущество и жизнь — но это не относится к Василию Яну. Уже старик, он рвётся на фронт, потому что надеется оказаться полезным Отчизне.

Многое Василий Ян мог бы рассказать о внешней политике русского самодержавия, непосредственным свидетелем и действующим лицом которой он был. Однако он предпочёл писать исторические произведения о восточных странах и о русском правителе, ориентированном на Восток (князе Александре Невском). И те с трудом пробивали себе дорогу к аудитории.

Тем не менее, читая его замечательные романы, мы знакомимся с взглядами писателя на актуальные вопросы бытия. Показательно, что они стали публиковаться только в сталинскую эпоху, до этого чаще оставались незамеченными критикой, несмотря на интригующий сюжет, прекрасный слог и историческую достоверность.

Первый исторический роман Василия Яна «Финикийский корабль» вышел в свет в 1936 году. В 1941 году он получил Сталинскую премию.

Жизнь Василия Яна в советской стране была далека от благополучия, несмотря на то, что ему досталась ласка от властей. Но всем, чем он был богат, он делился с семьёй,  воюющими и нуждающимися — как когда-то пеший юноша, Василий Григорьевич пронёс свой талант в дорожной суме, не растеряв главного — душу.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку