Сегодня исполняется ровно 30 лет, как не стало Грэма Грина, который вошёл в историю мировой литературы как человек, сделавший шпионский роман целой культурой: кинематографической, драматургической, литературной.
Грэм (Грэхем) Грин — писатель-католик, делил всё своё творчество на развлекательное и серьёзное. Все его многочисленные шпионские романы, сделавшие его имя мировым брендом, составили основную часть его литературной сокровищницы. Его серьёзные новеллы — это размышление католика о морали, государстве и месте человека в обществе.
Грэм Грин, размышляя в своих произведениях о месте человека, его роли, значении, матрице в истории и перед лицом Вечности, приходит к выводу, что политика и государство — это не просто «грязное дело», а вещь весьма второстепенная по отношению к душе и к миросозерцанию.
Иногда с иронией, иногда жёстко автор относится к политическим проискам государства применительно к обществу и конкретному человеку. Произведения Грэма Грина надо читать и перечитывать не только для того чтобы впитать в себя серьёзное, истинное, аутентичное и справедливое отношение к государству и политике, но и чтобы овладевать здоровой иронией и юмором и противостоять любому проявлению власти, которая «везде».
Откуда у подростка-католика, выросшего в авторитарной и назидательной среде, сформировалось такое правильное, но не высокомерное, а дружелюбно-морализаторское отношение к властным структурам? Ответ прост: Грэм Грин имел яркую, насыщенную, богатую событиями, лицами и книгами жизнь.
Не буду скрывать, что и кинематограф, и авторы его сценических постановок (которых также было множество) прежде всего интересовались этой стороной личности выдающегося писателя. Почему истинный католик, правоверный христианин так душевно презирает власть?
Они как бы спрашивают себя: что такого знает о власти Грэм Грин о власти и о государстве, что ему — истинному христианину, призванному подчиняться любой власти, даёт основание утверждать, что власть всегда порочна и ей следует противостоять, высмеивать её и издеваться над ней?
Его яркий, масштабный, глубоко человечный и саркастический, доведённый до гиперболы роман «Наш человек в Гаване» — пример именно этого важнейшего аспекта его личности и творчества в целом.
Напомню, что в этом романе описывается эпизод, когда шпион, волею судеб попавший на территорию далёкой Кубы, человек, истративший присланные из шпионского центра деньги на выпивку и женщин, затребовал новую сумму. Жить-то на что-то надо было… А он уже привык жить на широкую ногу, и решил пойти на хитрость, которую так и не разгадали в многозначительном Центре, так надувавшем щёки, изображающем всезнаек.
Что же сделал этот маленький человечек наподобие гоголевского Акакия Акакиевича, чтобы заработать свои непомерные деньги? По тем временам, его ежемесячный оклад составлял среднемесячный заработок рабочего на конвейере Форда в США. Шла Вторая Мировая война. А задача этого маленького человечка была наблюдать за нацистскими подлодками в Карибском бассейне, которые были нечастым гостем в далёких от Германии океанских водах.
«Засланный агент» не придумал ничего более значительного, как любительским способом скопировать в продольном срезе пылесос, выдав его за последний образец бомбы противника, явно намекая на её ядерное содержание и высокую опасность. При этом он сообщал, что чертёж воздушного снаряда ему удалось добыть с большим трудом, рискуя жизнью. Разумеется, Центр не замедлил выслать ему щедрую денежную компенсацию за рискованное предприятие.
Успех уловки английского агента в Гаване состоял в том, что в ту пору пылесосы — вещь почти экзотическая, если не сказать редкая. Автор романа даже сомневался, что они были орудием для ухода за помещениями в самой британской штаб-квартире шпионской сети.
Впоследствии исследователи творчества Грэма Грина узнали, что информация об этом эпизоде была ему рассказана за рюмкой горячительного в одном из баров, который посещал сам автор бестселлера, в ту пору будучи штатным агентом британских спецслужб.
Грэм Грин, с присущим ему изысканным британским юмором, доходящим до сарказма, был известным коллекционером различных историй, которые он умело препарировал в своих произведениях, неизменно доводя их до уровня шедевра.
Шпионская деятельность самого Грэма Грина не дала ему, по его же собственным словам, ничего кроме глубокого и содержательного понимания бессмысленности всякого телодвижения государства, включая внешний шпионаж, да и шпионаж вообще. Деятельность в стенах спецсслужб, как пишет сам автор шпионских романов, дала ему лишь систему аргументации для последующего отношения к политикам как к презренному классу. Он их не презирает, он высмеивает их и топчет своим интеллектом и правдой жизни.