Человек, который сказал правду о будущем человечества

Хосе Ортега-и-Гассет

18 октября — день поминовения двух знаменитых испанцев. В 1955 году почил в Бозе выдающийся испанский философ и общественный деятель, любимец публики в пореформенной России Хосе Ортега-и-Гассет, а в 1974 году — убийца Троцкого Рамон Меркадер.

Второй персонаж никак не мог высказываться о будущем человечества, ибо был советским секретным агентом, работавшем на НКВД всю свою сознательную жизнь. Под руководством комиссара первого класса Наума Эйтингона он совершил известное действо: нанёс Льву Троцкому в его резиденции удар альшпенштоком по голове. Через два дня главный враг Сталина скончался, а испанец получил 20 лет заключения в самой строгой тюрьме строгого режима Мексики.

Хосе Ортега-и-Гассет произвёл впечатление своими трудами на интеллигенцию Европы, затем на интеллигенцию Латинской Америки несколько раз. В первый раз это было, когда он сказал, что человек спасется тогда, когда спасется вместе со своими обстоятельствами, имея ввиду под обстоятельствами всё, что было связано с формированием мировоззрения данного индивидуума.

Это было открытием в философской науке после главенства теорий Витгенштейна и Мартина Хайдегерра. Это была третья точка зрения, которая получила название рацио-витализма.

Второй раз Хосе Ортега-и-Гассет нанёс интеллектуальный удар мыслящей части просвещённой интеллигенции Европы формулированием понятия «человек-массы». В эпоху, когда во Франции еле выживает левоцентристское правительство, к власти рвались Гитлер и Муссолини общество ждало новой тоталитарной парадигмы в развитии человечества.

В ответ на эти жуткие вызовы начинается Гражданская война в Испании. Ортега-и-Гассету — далеко не затворнику (он публичный человек и баллотируется на пост мэра Мадрида) приходит в голову идея о том, как человечество мирными политическими методами может ответить на засилье агрессивного насилия и дерзкого, рвущегося к власти хама. Он пишет своё эссе «Восстание масс».

Этот документ стал своего рода «Манифестом коммунистической партии» для всей просвещённой интеллигенции. Но будем исходить из того, что она такая вся.

«Восстание масс» не только всколыхнуло эмоции — там формулируются все позиции механизма прихода к власти тоталитарных сект, и ставится вопрос о том, как сделать так, чтобы человек-масса перестал быть фунтиком-шпунтиком-винтиком в руках политиков.

Хосе Ортега-и-Гассет прожил долгую бурную жизнь, ни на секунду не прекращая думать о том, что он — потомственный испанский интеллигент, призванный защищать интересы слабых, сирых и обиженных. Людей, не способных творчески мыслить и политически действовать.

Он уезжает в иммиграцию и возвращается тогда, когда режим диктатора Франко гарантирует ему безопасность, возможность писать и обращаться к аудитории. Это беспрецедентный случай: ни один диктаторский режим не позволял ни одному крупному мыслящему популярному человеку возвращаться в страну и действовать по своему усмотрению.

Замечание мне о том, что такое было в России — Максим Горький, неверно. Писатель никаким оппонентом власти не был, а был кривлякой и дерзким политиканом (чего стоит история с его архивом!).

В трудах Хосе Ортеги-и-Гассета есть нечто, что может быть полезно нашему общему будущему. Хочу привести слова из «Гамлета», которые очень любил цитировать Гассет: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»

Эта мысль философа — суть его рацио-витализма. Я — это я, плюс мои обстоятельства. Здесь я хочу сделать упор на собственное понимание второй части его девизма. Обстоятельства — ничто иное как новая мировая экономика.

Нынешняя мировая экономика — это новая глобальная экономика, сильно фрагментированная. Та же мировая экономка, что 60 лет назад, но усеченная. Теория фрагментации — не просто слова, а изменения всех рынков в сторону усечения торгово-производственных цепочек.

Если Ортега-и-Гассет сказал правду о будущем человечества, то поступок Рамона Меркадера имел непосредственное влияние на мировую экономику. В разгар кризиса капитализма в мире, получив убежище от левого правительства Карденаса в Мексике, Троцкий точил нож политической борьбы, разжигая мировую революцию.

Он утверждал, что капитализм, пораженный в течение десятилетия массовой безработицей, иммиграционными квотами, тарифными войнами и ограничением торговли, вступил в свою «смертную агонию», и предрекал миру глобальный социализм. Кто знает, что было бы с мировой экономикой, если бы на неё не повлиял Рамон Меркадер.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку