Завершил свою работу 54й ВЭФ в Давосе. Главным тезисом форума были поиск и нахождение средств и механизма для решения глобальных экономических проблем. Девизом форума на этот раз стало «Восстановление доверия».
Форуму так и не удалось восстановить доверие! Но при этом всё, что зависело от организаторов этого глобального мероприятия, было сделано: начиная от повышения «входного билета» с 70 тысяч до 250 тысяч долларов, и заканчивая приглашением глав государств, правительств и институциональных фигур из 120 стран мира.
Поистине значительное мероприятие ставило перед собой «пентагон» — пять проблем, которые, по мнению организаторов, представляют собой самые насущные, злободневные темы текущего момента. Украинский конфликт, климатические изменения, пандемия Х и участие глав государств, правительств и международных организаций в решении глобальных проблем мировой экономики.
Обращает на себя внимание, что несмотря на высокое и широкое представительство, на форуме были заметны значительные лакуны: отсутствие российской делегации (России не было направлено приглашение), лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и беспрецедентно огромная, включающая госструктуры и предпринимательские круги, делегация Китая во главе с премьером Ли Цяном.
Начну с того, что обсуждаемая почти полгода в прессе проблема прямых переговоров между китайской стороной и украинской делегацией по поводу будущего разрешения украинского конфликта, не нашла решения. Весь вопрос был спущен на уровень шерпов (насколько известно нашей редакции, вопрос об Украине обсуждался лишь на уровне экспертов).
Главы делегаций по этому вопросу не встречались, как об этом говорилось заранее, и вопрос не обсуждался. Несмотря на заявление министра иностранных дел Швейцарии Иньяцио Кассиса о том, что назрел момент начала переговоров по мирному урегулированию на Украине, процесс был спущен на тормозах. Однако, вопрос о мирном урегулировании витал в воздухе форума все 4 дня, пока он проходил.
По поступающим сообщениям из кругов, близких к оргкомитету форума, нам известно о том, что контакты по этому вопросу шли по линии Пекин-Киев, а не по линии Москва-Пекин-Киев. Более того, судя по близкой к российскому истеблишменту печати, раздаются недоуменные голоса на тему о том, как же можно обсуждать «украинский вопрос» без участия одной из сторон — Москвы?
Помимо вопросов из сферы конфликтологии, обсуждался ещё один чрезвычайно важный вопрос о выработке парадигмы участия государств и международных организаций в решении глобальных проблем, непосредственно связанных с жизнеобеспечением цивилизации.
Обращает на себя внимание выступление главы Швейцарии г-жи Виолы Амхерд, где чётко и недвусмысленно прозвучал тезис о том, что международное сообщество должно подталкивать глав государств и руководителей международных организаций к более действенному решению глобальных задач, стоящих перед человечеством.
В частности, назрел вопрос о грядущей, пока ещё не существующей, но уже ожидаемой эпидемии болезни под условным названием Х был поставлен в выступлении главы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедроса Аданома Гебреисуса. Он призвал мировое сообщество подготовиться к очередным вызовам, которые придут в виде черного лебедя уже в 2024 году.