Черный пиар и слава оперы «Кармен» Жоржа Бизе

Черный пиар и слава оперы «Кармен» Жоржа Бизе

3 марта 1875 года в Париже состоялась премьера «Кармен» — последней оперы Александра Сезара Леопольда Бизе, более известного под именем Жорж, полученном при крещении. Судьба оперного шедевра первоначально складывалась весьма печально, что, вероятно, стало одной из причин скоропостижной смерти композитора в возрасте всего 36 лет. Его не стало спустя 3 месяца после премьеры.

О пути «Кармен» от отрицания к всеобщему признанию рассказываем в этой статье.

Провал на премьере

В основу оперы лег сюжет новеллы Проспера Мериме. Над либретто работали Анри Мельяк и Людовик Галеви. Действие оперы охватывало простых людей – работниц табачной фабрики, цыган, солдат, контрабандистов. Потому показать ее можно было только в «Опера-Комик» в жанре разговорной оперы, где музыкальные эпизоды разделяются диалогами без сопровождения оркестра.

Но сюжет «Кармен» с драматической развязкой не вязался с образом семейной развлекательной «Опера-Комик». Руководство театра требовало от Бизе и либреттистов смягчить сюжет, избежать смерти Кармен в финале произведений или завуалировать ее шествиями, балетом или фанфарами. Композитор остался непреклонен, что стало причиной увольнения одного из руководителей театра и холодным противостоянием с другими.

Селестин Галли-Марье - первая исполнительница роли Кармен
Селестин Галли-Марье — первая исполнительница роли Кармен

Проблемой первой и некоторых следующих постановок был поиск исполнительницы главной партии. Некоторые певицы отказывались от скандального образа цыганки, другим не нравилось, что героиня умирает в конце спектакля. После долгих переговоров первой Кармен на оперной сцене стала солистка «Опера-Комик», французская оперная певица Селестин Галли-Марье. К слову, она внесла свою лепту и в создание оперы. По свидетельству Э. Гиро Галли-Марье 13 раз отвергала выходную арию своей героини, пока Бизе не создал легендарную «Хабанеру».

В день премьеры театр был полон публики и многих известных деятелей культуры Франции. Например, в театре присутствовали Массне, Гуно, Оффенбах и Делиб, Дюма-сын, Галеви и другие. Реакция зрителей на поставку менялась по мере движения от акта к акту. Если первое и второе действие оперы были встречены достаточно тепло, то после третьего акта в зале воцарилась гробовая тишина. Бизе был раздавлен провалом.

Реакция СМИ

Премьера «Кармен» стала по современным меркам мощным информационным поводом для СМИ. Уже на следующее утро после первого показа газеты запестрели нелестными рецензиями. Оперу обвиняли в безнравственности, вульгарности и аморальности, цыганку Кармен – в отсутствии добродетели (!), а сам сюжет называли «воплощением порока».

Некоторые критики, не отказывая опере в скандальности, уловили ее режущую правдивость и реализм. Но тут же отмечали, что вряд ли этот реализм хотела увидеть достопочтимая публика, пришедшая вечером в театр для веселого времяпрепровождения.

Пристальное внимание газет к провалу «Кармен», отчасти, сыграло опере на руку. Парижане стали идти на спектакль из интереса, желая собственными глазами увидеть описанные в многочисленных статьях подробности. Увы, своеобразной PR-компанией стала и внезапная смерть Бизе. Одновременно со слухами, что композитор покончил жизнь самоубийством из-за провала оперы, публика желала увидеть ту самую «Кармен».

Жорж Бизе (1838 – 1875). Причиной безвременной утраты стал сердечный приступ, причем повторный. В конце мая 1875 года Бизе сильно простудился после купания в реке. На фоне приступа ревматизма и лихорадки сердце композитора не выдержало.
Жорж Бизе (1838 – 1875). Причиной безвременной утраты стал сердечный приступ, причем повторный. В конце мая 1875 года Бизе сильно простудился после купания в реке. На фоне приступа ревматизма и лихорадки сердце композитора не выдержало.

Путь к славе

Одними из первых «Кармен» поддержали Камиль Сен-Санс и Петр Ильич Чайковский. Русский композитор присутствовал в «Опера-Комик» на одном из завершающих представлений в январе 1876 года и предрек опере мировую популярность.

Вчера вечером я проиграл от начала до конца «Кармен» Бизе. По-моему, это в полном смысле шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. <…> Я убежден, что лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире.

П.И. Чайковский в письме к Н.Ф. фон Мекк (1880)

Путь к славе для «Кармен» начался в Вене с постановки на сцене Венской государственной оперы, контракт с которой Бизе успел подписать накануне смерти. В этом варианте, в который были внесены некоторые изменения, оперу увидели Рихард Вагнер и Иоганнес Брамс. Последний был настолько поражен «Кармен», что посетил спектакль 20 раз.

Далее «Кармен» покорила Брюссель, Лондон, Дублин, Нью-Йорк и Санкт-Петербург… В XX веке эта опера входила в репертуар практически всех оперных театров, в том числе провинциальных. В 1967 году на сцене Большого театра была представлен одноактный балет «Кармен-сюита» с Майей Плисецкой в партии Кармен. Бессмертную музыку оперы Бизе для состава струнных и ударных переложил супруг балерины композитор Родион Щедрин.

Шедевр Бизе, вызвавший шок на премьере у пестрой публики «Опера-Комик», нашел путь к сердцам миллионов слушателей по всему миру. Сегодня эта опера – одна из наиболее часто исполняемых, а ее музыкальные номера – подлинное украшение концертных программ.

В завершении разговора об опере предлагаем насладиться куплетами Эскамильо в исполнении Ильдара Абдразакова.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку