Много или мало – 1.5 миллиона книг азиатских авторов, проданных в России? Если брать общий объём издательства книг, то это всего лишь 0.4% (из 392 миллионов единиц). Но если мы примем во внимание, что большое количество потребителей этих книг – дети и подростки, то картина представляется совсем иной. Для будущего страны это и много, и серьёзно.
Самый растущий и многообещающий тренд сегодня — это манги, которые успешно заменяют собой европейскую придумку – комиксы. Они не в меньшей степени воздействует на образное мышление детей, чем ушедшие западные авторы. А в Западной Европе и США это уже давно реальность и без импортозамещения.
На фоне 30%-ного падения объёма продаж детской литературы в России, маленький читатель всё чаще делает выбор в пользу комиксов, и особенно японских, китайских и корейских книг (рост сегмента достигает по отдельным издательствам 100-300%).
Комиксы в 2022 году – это 2-6.5% от книжного рынка России (данные издательств «Читай-город—Буквоед» и «Эксмо-АСТ»). Половина комиксов выпускается отечественными авторами, другая половина – преимущественно европейскими.
Последние зачастую ориентированы на детей и будут за два года (время окончания контрактов Marvel и других владельцев лицензий) замещены азиатскими аналогами. Это решает, в том числе, вопрос о росте цен – на падение продаж детских книг оказала существенное влияние цена, повысившаяся на 25%.
Если взрослые россияне с трудом понимают словосочетание «читать мангу», то для детей красочные романы в японском стиле обладают притягательностью. Отсюда изменения рейтинга книг: японцы Тацуки Фудзимото с мангой «Человек-бензопила» и Хадзимэ Исаяма с мангой «Атакой на титанов» опередили самого известного в России соотечественника — Харуки Мураками, автора бестселлеров «Норвежский лес» и «Кафка на пляже».
Статистика такова, что в Японии рынок манги в 2022 году составил 445 миллиардов рублей в русском эквиваленте, а в мире с 2010х годов он получил огромную популярность, обогнав американские комиксы. Так что, Россия даже несколько отстаёт от мирового тренда в пользу манги.
Манги своими корнями уходят в XIX век, они родились на стыке традиционной и заимствованной культур. Сегодня в Японии это чтение распространено как среди взрослых, так и среди детей. Красиво и удобно: по жанру японские иллюстрированные рассказы могут быть написаны в виде боевиков, приключений, бизнес и коммерческой информации, комедий, детективов, ужасов, мелодрам, научной фантастики и фэнтези. Есть и манго-эротика (хентай и этчи), а также игры.
В апреле 2023 года Федерация бизнеса Японии обнародовала план стимулирования экономического роста Японии путем дальнейшего продвижения индустрии контента за рубежом. В фокусе бизнесменов в первую очередь аниме, манги и видеоигры.
Японцы стали активно приглашать иностранных экспертов отрасли приехать в Японию и установить связи с туристическим сектором, чтобы помочь иностранным поклонникам манги и аниме посещать достопримечательности по всей стране, связанные с конкретными историями манги. Потребитель манги — это назавтра заинтересованный турист и покупатель японских товаров.
Федерация стремится в четыре раза увеличить продажи японского контента на зарубежных рынках в течение следующих 10 лет. Можно предположить, что российский потребитель не останется в стороне от таких усилий, несмотря на закрытие границ.