Интересно, но факт — случайность помешала Гитлеру жениться на родной сестре Хосе Антонио Примо де Ривера — Пилар. Хосе Антонио Примо де Ривера — основатель и неизменный глава Испанской Фаланги — испанского аналога итальянского фашизма.
Все годы, что испанский фашизм поднимал голову в Испании, отношения между европейскими единомышленниками только крепли. Они развивались по линии спортивных, женских, юношеских, профсоюзных и прочих организаций.
Само собой разумеется, что с приходом Гитлера к власти в Германии отношения между испанскими фашистскими организациями получили новый уровень — они стали масштабнее, и частота мероприятий стала нарастать.
В настоящее время очень много пишут о том, что движение Испанская Фаланга имело отличительные черты и некую «самобытность», уделяя особое внимание клерикальному (религиозному) аспекту испанского варианта фашизма.
Для моих дорогих образованных читателей хочу напомнить, что придя к власти в Испании, генерал Франциско Франко Баамонде возглавил эту организацию, просуществовавшую все 40 лет пребывания диктатора у власти, но уже под другим названием — «Фаланга и ХОНС».
На заре становления испанской фашистской организации — Испанской фаланги — Франко не был в её составе. Более того, он на словах (не знаю, как на деле) «воевал» с нею вплоть до начала Гражданской войны.
Лидер испанских фашистов — Испанской Фаланги — похоронен рядом с Франко в Долине Павших как основатель и герой современного испанского государства. Это подчёркивалось на протяжении всех 40 лет пребывания «генералиссимуса» у власти.
В самом начале Гражданской войны Хосе Антонио Примо де Ривера был арестован и расстрелян республиканцами, что сделало его «мартиром» на протяжении всей Гражданской войны. Многотысячная процессия из города Аликанте на юге Испании, протянувшаяся до Мадрида, шла в течение нескольких дней, пока проходила церемония эксгумации и перемещение «вождя испанских фашистов» в Мадрид. Это событие получило соответствующее пропагандистское оформление именно для легитимизации, а затем и институционализации Хосе Антонио Примо де Ривера как основателя испанского фашистского государства.
Испанская внутренняя пропаганда с конца 1960-х годов несколько сбавила тон и «не упорствовала» на фашистской истории и фашистском происхождении основателя современного испанского государства. Однако, отмечалась его роль как автора и вдохновителя мятежа во главе сначала с Санхурхо, а затем и Франциско Франко, который вскоре после победы в Гражданской войне в 1939 года был объявлен не много ни мало «фюрером» — «каудильо испанской нации».
Итак, наш рассказ о несостоявшемся бракосочетании основателя германского нацизма Адольфа Гитлера с сестрой Хосе Антонио Примо де Риверы — Пилар. Об этой женщине написано много исторической литературы, изданы воспоминания как её собственные, так и её ближайшего окружения. Складывается впечатление, что она напоминает Валькирию испанского фашизма и испанского расового великодержавоцентризма.
Интересна фигура Пилар Примо де Ривера не тем, что она была сестрой основателя испанского фашизма, а тем, что она была ярой активистской и вполне самостоятельной политической фигурой. Эта женщина (как и её брат) происходит из семьи Мигеля Примо де Риверы, который возглавлял первую военную диктатуру во времена Альфонсо XIII. Уже в конце правления её отца начались революционные приготовления и социальное брожение в стране, которые в результате и привели к свержению короля Альфонса XIII и его бегству в Рим.
Здесь я хочу особо подчеркнуть, что монарх (в отличие от происшествия с императором Николаем Вторым) не отрёкся от власти и никакого отречения никто у него не принимал. Именно это обстоятельство, а никакое другое позволило уже на следующем историческом витке спирали общественного развития в Испании легитимизировать восстановление монархии в нынешнем виде.
Судьба Пилар Примо де Ривера была необычной прежде всего потому, что ей было суждено сыграть поистине историческую роль в судьбе не только Испании, но и Европы в целом.
По воспоминаниям современников, она получила особый статус в Берлине как человек, которому нацистская верхушка очень доверяла. Об этом пишут многие источники, в частности, это можно найти в воспоминаниях ряда испанских послов этого периода и в немецких источниках. Доверие имело особое объяснение — Пилар благоволил сам Адольф Гитлер.
В ряде источников упоминается, что она своей горячностью, темпераментом, женской красотой и ярой убеждённостью произвела неизгладимое впечатление на фюрера. Обращает на себя особое внимание официальный визит Пилар Примо де Ривера в Берлин в 1939 году на мероприятие, посвященное фашистскому женскому движению.
Она была лично принята Адольфом Гитлером отдельно от участниц этой международной встречи. Вся германская пресса сконцентрировала своё внимание на особом статусе её протокола (подарки, приём, в частности, указывалось, что фюрер подарил Пилар собственную фотографию в серебряной рамочке с собственноручной надписью, посвященной ей). Одним словом, если посмотреть на прессу тех дней, то несколько дней, проведённых Пилар Примо де Ривера в Берлине, сделали её центральным звеном во всём международном освещении международной встречи, проходившей в Берлине.
Но этого мало. В ряде отдельных воспоминаний, в частности, посла Хименеса, указывается на особое расположение Гитлера к испанке. Уже тогда, в конце 1930х годов, ходили постоянные разговоры и в испанском, и в германском истеблишментах о том, что Пилар было сделано предложение личного свойства, и что якобы она его приняла.
Пока не совсем понятны причины последующей «размолвки» — скорее всего, это были чисто политические мотивы. Адольф Гитлер не был склонен «разменивать» свою личную жизнь «по пустякам». Как нам представляется, если бы Гитлер и женился на какой-нибудь иностранке (ведь он был «женат на Германии»), то это, видимо, должна была быть представительница Великой Державы. А Испания в ту пору такой не была — она стала такой только сейчас.
Итак, Пилар Примо де Ривера могла стать женой главы германского рейха. Она даже могла бы стать германской «императрицей», «переплюнув» дочь королевы Виктории Английской, которая получила статус императрицы лишь после того, как её мужа — прусского короля — провозгласили императором. Кстати сказать, с этим эпизодом связан другой любопытный эпизод из Новой истории.
Известно, как королева Виктория — «бабушка Европы» — ревниво относилась к титулованности своих дочерей. Узнав о приближающемся провозглашении прусского короля императором (королева Виктория в тот момент ещё не была императрицей), и убоявшись того, что её дочь опередит мать и станет императрицей раньше её, дала распоряжение своему премьер-министру Бенджамину Дизраэли найти выход «из деликатного положения». На что выдающийся британский премьер-министр, известный своим «протокольным чутьём», придумал королеве Виктории новый титул — императрицы Индии. Конфликт был улажен. Виктория поощрила своего премьера. И отношения между второй дочерью королевы Виктории со своей матерью наладились.
Вернёмся к нашему повествованию. Пилар Примо де Ривера вошла в историю как несостоявшаяся невеста Адольфа Гитлера. Место, которое ей прочили многие современники как в Германии, так и в Испании, она так и не заняла. Но как знать, как бы сложилась история Европы, если бы помолвка не распалась?