«Денег нет, но вы держитесь!», — это главный тезис ушедшего 2022 года, а главный тезис наступающего 2023 года: «Вся жизнь — борьба!». Кому принадлежит известное выражение, сказанное ещё в 2016 году и с которого я начал статью — известно всему миру. Благодаря этому высказыванию автор промыслительных соображений Дмитрий Медведев вписал своё имя в вечные скрижали истории. А вот выражение «Вся жизнь — борьба» принадлежит менее известному человеку — древнегреческому драматургу Эврипиду, который утверждал, что жизнь умирает, когда заканчивается борьба.
Фраза «но вы держитесь» и отсылает нас к древнему мудрецу, поскольку принуждает нас подумать о себе, обо всех нас, а самое главное — о наших детях.
Подведение итогов — занятие заманчивое, но неблагодарное. Вы выявляете только те проблемы, которые вы, именно вы считаете главными. Другое дело — прогноз, здесь руки развязаны: за прогнозы не судят, за них, как правило, благодарят и они ни к чему не обязывают.
Под «кланом Дзанкада» мы подразумеваем не правительство, не власть предержащих, а тех, которые правят миром. Это собирательный образ, в который входят несколько фундаментальных структур, из которых я могу назвать одну — это 30-35 тысяч транснациональных корпораций (ТНК), из которых специалисты выделяют 900-1200 транснациональных банков (ТНБ), что, в свою очередь, ничто иное как «сливки» ТНК.
Не они диктуют условия завтрашнего дня, но они продиктовали условия дня вчерашнего. Поэтому судите сами, как отнестись к нашим размышлениям.
Торквемада — известный еврей, ставший великим инквизитором после принятия католической веры, отправивший на костёр более 10 тысяч своих соплеменников, знал толк в силе слова. Он говорил: «Дайте мне одну фразу из любого текста, и я автора отправлю на эшафот. Вот почему общество изобрело такой жанр литературного творчества, как «свободная журналистика».
Обращаю ваше внимание именно на это сочетание, а не просто на слово «журналистика», которая существовала даже в нацистской Германии, где она, с точки зрения профессионализма — чувства языка, слога, грамотности, доведения до читателя сути авторского текста была безупречна. Почитайте «Фолькишер Беобахтер» («Народный обозреватель», Völkischer Beobachter) времен Геббельса или «Правду» эпохи Жданова — и вы увидите, что я не лгу.
Итак, за отправную точку в своём прогнозе на 2023 год мы возьмем 8 тезисов, которые провозглашает центральная российская печать (в частности, РБК) как основные, фундаментальные.
- «Теперь судьба российской экономики зависит только от самой России»
- «Уроком года для всего бизнеса стало осознание эфемерности капитала».
- Честность по отношению к себе — серьёзное преимущество
- «Мы сразу поняли, что как раньше не будет»
- «Грейт тотал дисрапшн»
- «Всем надо научиться договариваться»
- «В мае 2022 года я шагнул в неизвестность»
- «Самым тяжелым испытанием 2022 года является искушение судить других людей»
Очень важно понять, о чём хотела центральная печать сказать обществу и миру. Будем разбираться и на каждый тезис мы дадим свой комментарий. Я не буду давать их по порядку, дам вразнобой — так мне удобнее их комментировать.
Но перед этим я хочу дать цитату. которую любила приводить Мариэтта Чудакова. Однажды она известному политическому деятелю России (в ту пору — главному помощнику и советнику по внутриполитическим вопросам президента Ельцина) сказала: «Вы направляете меня на самолёте во все губернии России, где я буду выступать в более высоком статусе, чем даже сами губернаторы. Будут ли они меня слушать, ведь я одна, а мои мысли и высказывания явно противоречат их принципиальным установкам. Я одна».
На что помощник (дай Бога ему здоровья и процветания, он до сих пор жив и здоров) сказал: «Мариэтта Омаровна, такие люди как вы никогда не были в большинстве. Мартин Лютер, Кальвин и подобные всегда были единичны, но их действия, высказывания и размышления, в конечном счёте, переворачивали мир». Ну уж ладно, уж так и быть, скажу, кому принадлежат эти слова: эти слова принадлежат человеку, которого и я знаю лично — профессору Георгию Сатарову.
Так ли действительно может российская экономика обойтись без мировой? Чушь собачья! Это так же невозможно, как Земля не может существовать вне Вселенной. Более того, огромная страна, занимающая большую часть суши, не может существовать в условиях автаркии — она это пробовала во времена «Военного коммунизма» и даже на фоне чрезвычайного насилия это ни к чему не привело. Ответом на «Военный коммунизм» был НЭП.
Тезис авторов об эфемерности капитала- не более чем эвфимизм. Любое общество, даже так называемое социалистическое (которое никогда не было ни социалистическим, ни капиталистическим в полной мере) не может существовать без формулы «товар-деньги-товар», а тем более без капитала. Последний может быть в любом виде — услуг, денег или интеллектуальной собственности, но ни о какой эфемерности капитала не может быть и речи: мир материален, а тем более экономический мир, где капитал будет продолжать править бал.
Тезис о честности вызывает особую критику, потому что о том, что хотели сказать авторы, потребуется выяснять особым специалистам медицинской сферы. Ни один предприниматель не может быть бесчестен не только по отношению к партнёру, но и к себе: бизнес рухнет без доверия. Если авторы имели в виду власть предержащих, то специальность в медицинской сфере, изучающая процессы в этой социальной страте, ещё не преподаётся ни в университета им. Сеченова, ни в какой другой. А нобелевский лауреат Иван Павлов давным-давно поставил диагноз, который описал в своём бессмертном труде «Собачье сердце» врач-сифилитолог М. Булгаков, вернув этих людей в первозданное состояние за отсутствием возможности даже в условиях пересадки яичников и гипофиза сделать что-то посильное в медицине.
Тезис о необратимости перемен (как раньше не будет) мне кажется не столь противоречивым, с ним можно даже согласиться, однако слово «раньше» требует особого осмысления и уточнения. Я бы здесь сказал, что «раньше» должно относиться к той экономике и той социально-классовой структуре общества, когда пусть и не всем, но всё же большой части общества жилось благополучно. Когда всем плохо (а это уже продолжается больше века) слово «раньше» требует особой дискуссии и проведения научной конференции под эгидой главного историка Чубарьяна.
«Грейт тотал дисрапшн» мы вынуждены оставить без комментариев. Свободная журналистика должна сохранять свободу даже при многозначительном молчании, но здесь мы не можем высказываться, потому что нельзя — мы не хотим в цугундер, хотя думаем так же, как все.
Тезис о необходимости договариваться всем и вся мне представляется наиболее привлекательным из всех. Он промыслителен и, действительно, всем надо договариваться, но если только перед вами люди, готовые это делать. Между тем, социальный договор в России отсутствует, он никогда не существовал, раньше его никто не сформулировал и не написал, а будучи провозглашен в 1993 году, он так и не вступил в силу, не только на словах, но также на деле и на бумаге.
Следующий тезис я также оставляю без комментариев, потому что за раскрытие своих ощущений относительно мая 2022 года меня могут отправить туда же, куда могут отправить по двум предыдущим тезисам. Могу сказать только: согласен и бесспорно согласен.
Что касается заглавного тезиса этого опуса об искушении судить других людей, позаимствованного у Виктории Абрамченко — то здесь никакого искушения нет. Есть небольшая группа непонятно откуда взявшихся нуворишей во главе и вкупе со своими избранниками, которые правят бал руками 5 миллионов чиновников разного уровня.
Искушение судить — это никакое не искушение, но отклик на правду жизни. Если небольшая группа людей не только судит, но и может отнимать жизни у миллионов людей без отдалённого намека на цивилизованное разбирательство, то другие, жаждущие справедливости, имеют право требовать её. Право зиждется на морали, оно не может основываться на отсутствии морали, так как решение должно быть всегда справедливым и объективным.
А теперь — в двух словах наш прогноз на 2023 год:
1. Денег нет — но вы держитесь.
2. См. п.1.