Моё отношение ко вновь запущенной властями общенациональной дискуссии относительно частной собственности отрицательное. Предложение профессоров кафедры политической экономии МГУ Кайсына Хубиева и Ивана Тенякова о реприватизации и её обсуждение делается в самый неподходящий момент, в условиях не просто всеобщего системного кризиса, а чрезвычайно сложной (если не сказать коллапсоидной) ситуации в мировой экономике и международных отношениях.
Частная собственность появляется тогда, когда возникает цивилизация. Она известна со времён Ашшурбанапапа и Хаммурапи (5-7 тысяч лет назад), а если брать индийские источники, то и все 14 тысяч лет назад. Эта категория столь же не подвержена изменениям, как сам факт протекания человеческой жизни от рождения до смерти, а в Евангелии чёрным по белому написано о христианском понятии частной собственности (вспомните заповедь «не кради»).
Любой верующий христианин в трудах Святых отцов найдёт сонм примеров, доказывающих действенность и христианскую природу этого основополагающего принципа общественной жизни. Не грех иметь, но грех дурно управлять своим имуществом и не помогать ближнему, а забрать имущество может лишь Господь, иначе — смотри заповедь №8.
Собственники, по мысли профессоров, не заинтересованы в развитии Российской Федерации. Частная собственность мешает мобилизовать ресурсы, поэтому должны быть проведены национализация и реприватизация, которая позволит избежать вывода денег за рубеж.
Мы уже всё это проходили в 1918 году. 28 июня 1918 года вышел декрет «О национализации крупнейших предприятий», 20 августа 1918 — «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах», и так продолжалось вплоть до раскулачивания крестьян в 1930х годах и обрезания их приусадебных участков впоследствии. Мы понимаем, что сначала будут выставлены на торги крупные предприятия, затем — приватизированные квартиры и банковские вклады населения, а там, глядишь, на нужды промышленности будут изымать всё подряд.
Возврат России к правовым и социальным демократическим ценностям в 1991 году произошёл на волне восстановления всего-навсего одной-единственной одной нормы — права человека на частную собственность. В 35й статье Конституции сегодня говорится: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами». И что здесь не так?! Если есть претензии к конкретному предприятию или человеку, — нужно рассматривать их в суде.
Не только Конституция, но и Гражданский кодекс Российской Федерации гарантируют человеку неприкосновенность его имущества, Законом наказываются любые попытки третьих лиц лишить собственника того, что принадлежит ему, ограничить его в праве владеть, распоряжаться и использовать своим кровным. Отобрать государство может то, что присвоено незаконным путём через суд и то, что требуется для национальных целей, но с компенсацией.
Про пересмотр итогов приватизации речь идёт уже давно, но крупные олигархические капиталы никто так и не отважился тронуть в российских судах. При этом все помнят суд в Лондоне, где на весь мир прозвучал спор между двумя российскими олигархами.
Кризис демократии в России длится три десятка лет. И уже на новом этапе развития этого кризиса власти не нашли ничего более умного, как открыть общественное осуждение того, что, по мнению общества, является частной собственностью. Но обсуждать суть и правовые параметры этого понятия — всё равно, что обсуждать понятия воздуха, солнечного света и фотогенеза в листьях растений.
Можете ли Вы представить себе, что существующее в России континентальное право ставится под сомнение тем уже фактом, что придворные юристы взялись за новое осмысление понятия частной собственности, пришедшее к ним из Римского права? Для России это краеугольный камень. основа основ всей теории права. Общество, которое в очередной раз переживает кризис в силу отсутствия знаний, морально-нравственных воззрений, не может оценить опасность момента, как те, которые стоят за спусковым крючком.
Французы говорят: «et le spectacle continue» — шоу продолжается. В дискуссии заметно неусыпное, пристальное и трепетное внимание властей к прохудившемуся карману граждан. К тому же, помните, как герой одного из произведений Фазиля Искандера бросил фразу о том, что нищий гражданин не может думать ни о чем ином, кроме как о том, что ему поставить на стол семье к обеду?!
Есть все указания на то, что за неуместным, абсурдным как по содержанию. так и поставленным целям вопросом о частной собственности последует очередной обнос, обворовывание населения. Что осталось у него? Только квартиры и счета. По оценкам Института экономики РАН, это около 9-13 триллионов рублей.
Первые шаги по нивелированию частной собственности в сфере недвижимости уже были сделаны в связи с программой реновации. Решением 2/3 жителей дома остальных собственников переселяют в реновационный дом или дают «равнозначную» компенсацию, и отказаться от новой квартиры или компенсации практически нельзя. Посмотрите судебную практику — практически нет выигранных у города дел!
Принудительное вселение или выселение без предоставления нового жилья — норма наших дней.
Как поступал Сталин в поиске денег на индустриализацию (надо было платить американцам за 350 заводов для нужд промышленности)? С людей снимали обручальные кольца, кресты, обдирали оклады икон в церквях, а те, которые сопротивлялись — шли в ГУЛАГ. Сегодня финал, который ждёт начавшуюся дискуссию о частной собственности, будет иным: всех несогласных с новыми формулировками о частной собственности в возрасте от 18 лет до 95 оденут в форму новобранцев и отправят либо в Южно-Китайское море, либо в места не столь отдаленные, но обязательно на погибель.
Людям с коммунистическим мышлением популяция ни к чему, она только мешает. От неё нужны исключительно материальные ценности. А вот они, за поворотом. Хошь — бери!
Одновременно ни в одной стране мира кроме Китая, Индии и России нет столь стремительного роста сил для обеспечения внутреннего порядка. Я говорю не об армии — но зачем России иметь полицию, сопоставимую по численности с армейскими частями? В стране 147 миллионов человек, из них 57 миллионов — пенсионеры, а численность полицейских 747 тысяч человек. В Индии и Китае, где население 1.4 миллиарда — 1.5 миллионов и 1.6 миллионов полицейских соответственно.
Кстати, о частной собственности в Китае. Здесь практически не было приватизации крупных предприятий, кроме тех, кто уходил с молотка из-за банкротства. В Поднебесной частный сектор вырос, и это произошло за счёт промышленного роста, а не хитрых схем перераспределения добра.
Российская экономика действительно выросла за 30 лет только на 20-25%, хотя мировая экономика — в 2.8 раз. Но в этом виноват не собственник как категория, а система, в которой отсутствуют возможности для малого и среднего бизнеса и, в частности, по утверждению Олега Шварцмана, прибыльные предприятия изымаются у владельцев. Последний, кстати, тотчас «расплатился» за скандальное интервью о реприватизации.