Что — правда, что — ложь в темпах роста экономики Испании?

экономика Испании

В газете РБК опубликован ряд материалов относительно экономического положения в Еврозоне по итогам пандемии коронавируса, хотя до итогов ещё далеко — пандемия ещё не закончилась, и мы пока не можем предвидеть её результат. 

В центре внимания издания — прогноз Еврокомиссии по состоянию экономики Еврозоны, где Испания находится в тройке лидеров роста в постпандемический период (+5.9% рост ВВП в 2021 году). Несоответствие данных реальности по Испании состоит в том, что страна не только потеряла в пандемию по части экономического роста (-10%; больше, чем кто бы то ни было в ЕС), но и является наиболее уязвимым звеном в объединении по части социально-экономического положения.

По этому показателю хуже, чем в Испании нет ни в одной стране ЕС. Ни в одной стране Европы нет больше, чем в Испании бедных и нищих (в абсолютных величинах). Это 12 миллионов человек, причём темпы вымывания низшего и среднего уровней среднего класса «зашкаливают».

Решение этой проблемы очень простое: оно лежит в плоскости экономического детерминизма. Чем больше наращивается внешнеэкономическая мощь национальной экономики, тем быстрее решаются внутриэкономические задачи: наполняется рынок труда, появляется больше рабочих мест, сокращается безработица, растёт благосостояние населения, приходят инвестиции.

Любая нормальная национальная стратегия, ещё со времён классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, состояла в простой до банальности мысли: должен расти товарообмен с богатым и стабильным рынком. Англия в своё время нашла его в лице Португалии (помните, у классиков шерсть-сукно в обмен на портвейн?), а затем перешла на всю Европу (перед тем, как сделать скачок на всё мировое экономическое пространство).

Что - правда, что - ложь в темпах роста экономики Испании?Англию спасала её великая заморская империя, включавшая в себя Азию, Африку и в меньшей степени Латинскую Америку.

У Испании было более сложное и менее терпимое положение. Из Великой морской державы она превратилась не в сухопутную империю, а в современную европейскую торговую экономику, так и не сумев до конца реализовав свои имперские амбиции, в полной мере задействовав заморские колонии. Она так и не поняла суть и содержание своей исторической судьбы.

Но прогресс на то и есть прогресс, что в каждую историческую эпоху он предлагает свои судьбоносные решения. Сегодня как никогда стратегическая борьба Испании должна быть не за отдалённые регионы, а за те рынки, которые у ней под носом.

Мы неоднократно поднимали вопрос, который является настолько очевидным, вопиющим своей невостребованностью — это ориентация на Восточную Европу и Россию. За эти рынки Испании нужно биться насмерть, добиваясь законного, предназначенного только Испании судьбой места в экономическом распределении материальных благ. Страна никогда не воевала с Россией, это единственная страна в Европе, c которой у неё были только политические и культурные контакты, в высшей степени благоприятные для обеих наций.

Достаточно сказать, что восстание Риего — история первой испанской Республики, стала одновременно и предвозвестником, отражением судьбоносных исторических промыслительных процессов в духовной жизни Европы: пробуждения российского дворянства как демиурга прогрессивных процессов в новой истории.

Ложь состоит в том, что экономическое положение Испании не хуже и не лучше остальных стран Европы, но стартовые позиции в постпандемическом подъёме экономики Испании действительно хуже, чем у остальных стран Европы. Прежде всего, это касается сферы высоких технологий, которые давно не поступают в Испанию в нужном объёме. То же относится к инвестициям, приток которых в экономику страны давно не растёт.

Правда состоит в том, что темпы роста экономики Испании ошеломляют. Они действительно под 6%, что сопоставимо с темпами роста самой энергичной и активной экономики в мире — китайской.

Анализ и природа происхождения этого роста до конца не изучены специалистами. Ни один институт, ни один мозговой трест не дают чёткие и однозначные ответы на вопрос о том, в чём состоит главная «фишка» высоких темпов роста. Кроме Испании в Европе сегодня лишь Франция и Румыния имеют положительный рост, но значительный (вдвое-втрое) ниже Испании.

В основном страны-члены ЕС стагнируют. Тот рост, который предрекает прогноз ЕС, говорит о том, что рост экономики в целом по Еврозоне скорее символический, чем реальный — 1-3%.

Однако у нас есть своё понимание природы столь невероятно высоких показателей роста экономики Испании в 2021 году. Анализ последних академических трудов и аналитических статей говорит о том, что испанское правительство Педро Санчеса, несмотря на невероятную критику среди правых центристов, а также отчасти и левых радикалов, сумело найти свою «пандемическую» нишу.

Если разобраться, то никакого секрета в невероятном росте испанской экономике нет, но есть другое: правительство Народного Единства (Испанская Социалистическая Рабочая партия и объединение Подемос) собрали волю в кулак и продемонстрировали то, о чём писала наша редакция в момент формирования коалиции: две политические силы определили свою политическую программу экономического развития.

Испанские социалисты брались за предпринимателей и бизнес, Подемос — за наёмных рабочих и практическую экономику, обязуясь временно наложить мораторий на социальное протестное движение, что, конечно, подорвало престиж и позиции этой популярной партии.

Сейчас партия Подемос «на излёте», некоторые аналитики дают печальный прогноз о том, что коалиция подвергается политической эрозии, могущей привести к её полному развалу. Однако партия Подемос сохраняет ключевые позиции на местах, особенно в конвульсивных регионах: там, где безработица и бедность наиболее очевидны. Особенно это касается крупнейших промышленных и промышленно-аграрных зон Испании.

И во внутриполитическом процессе партия сыграла ключевую роль, не дав по горизонтали и вертикали разростись «каталонской проблеме».

Политические процессы, прежде всего кроющиеся в лоне правительственных коридоров, напрямую связаны с незаурядным успехом Испании по части экономического роста. Однако не боюсь повториться — главная задача национальной экономики Испании — не столько искать роста экономики, сколько поменять экономическую стратегию и начать бороться за свою «долю счастья» на самом большом и перспективном рынке Испании на восточном направлении. Прежде всего, на рынках СНГ.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку