Что стоит за новым подходом США к ВТО?

политика США в отношении ВТО

Новая администрация США объявила о нескольких принципиальных подходах к изменению структуры и системы в международных отношениях. Что за этим стоит?

Первое и самое главное. Смена администрации в Вашингтоне — это смена принципиального внешнеполитического курса США на горизонт долгосрочного прогноза до 2050 года.

Второе — принципиальное положение, из которого исходит США, состоит в том, что страна должна сохранять превосходство в мировой экономике и мировой политике.

Третье, last but not least — это стремление США к подавлению двух своих главных противников на мировой арене: Китая в экономической сфере и России в военно-политической.

С чего начала администрация президента Байдена в первую очередь? Конечно, со Всемирной Торговой Организации (ВТО). Здесь сменилось руководство. То руководство, которое пришло к власти в самой влиятельной экономической организации, явно проамериканского толка.

Эксперты отмечают удивительное обстоятельство: на пост главы ВТО — главной регулирующей мировую торговлю организации, поставлена министр финансов страны, где теневая экономика не просто «зашкаливает», но классической экономики здесь практически не существует.

Нгози Оконджо-Ивеала
Нгози Оконджо-Ивеала

По официальным данным как самой Нигерии, так и ВТО теневая экономика в крупнейшей африканской стране составляет 76%. Напомню, что по нормам и стандартам коррупционности (индекса теневой экономики), если теневая экономика превышает 50%, то констатируется отсутствие государственного регулирования классической экономкой как таковой.

Напомню, что в Китае теневая экономика, по данным ООН, не превышает 7%. Среднее по ЕС — 10%. Выше в ЕС (за 30%) только у Болгарии и Румынии.

В своём выступлении на канале Life в 2016 году я приводил данные по Украине и России, давал сравнительный анализ на базе данных, полученных на конференции в Налоговой академии РФ.  На Украине тогда коррупционная экономика оценивалась в 44%, а России — 40%. Однако данные по России с тех пор колеблются от 40 до 80%. Об этом говорят как национальная статистика, так и ФАТФ, специализирующаяся на теневых потоках перекачки капитала, на данные которой ориентируются все международные банки, включая национальные банки национальных государств (в том числе в РФ). Центробанк никогда не опровергал данные, циркулирующие в печати.

По критерию наличия коррумпированной экономики в России и статусу самой теневой экономики на всём цивилизационном пространстве страна стала претендовать на первенство ещё в советский период. Но тогда показатель не превышал 4%.

Хотелось бы также подчеркнуть в плане стремления США к лидерству, что новая администрация США меняет подход к самому уязвимому вопросу в деятельности ВТО — вопросу о работе арбитражных судов, и в целом о проблеме разрешения мировых торговых споров. Здесь политика американцев будет определяться не мифическим международным правом (США их интерпретирует в одностороннем порядке в силу конъюнктурных интересов), а долгосрочными стратегическими хозяйственными интересами страны как будущего лидера мировой экономики за порогом второй половины текущего века. Впрочем, такие подходы (approach) озвучивала и прежняя администрация Трампа.

Как выглядит Россия в контексте усиления соперничества и ужесточения торгово-экономических споров хотя бы в текущем десятилетии? Блоки, организации, союзники у России — её главные противники, и они будут её подавлять всеми имеющимися у них конструктивными и деструктивными экономическими ресурсами: отнятием рынков, попыткой переключения торговых и финансовых потоков в направлениях, где не Россия определяет тренды, помехами в попытках России развиваться в тех сферах и секторах, где у страны уже есть значимые заделы.

На фоне всё более ожесточённой международно-политической обстановки — наступления Запада на Россию, увеличения объёма санкций, роста их эффективности (уже видны первые признаки выдыхания российской экономики) в краткосрочной перспективе это не позволит России выйти на оптимистические тренды мирохозяйственного развития.

Главный сектор экономики России — углеводородный, практически заглох. Главный проект страны — газпромовский Северный поток-2, который мог бы обеспечить как крупные поступления в бюджет, так и ресурс влияния на европейскую и западную экономику, под вопросом. Неумелое ведение переговоров, постоянные срывы на внешнеэкономическом поле, неумение договариваться по простым вопросам межгосударственных отношений серьёзно влияют на мирохозяйственную обстановку вокруг России.

Чуть было нарождающиеся перспективы развития внешнеэкономической стратегии России в странах бывшего третьего мира (Африки, Латинской Америки и слаборазвитых стран Тихоокеанского региона) из-за неумения вписаться в диалог с «новыми индустриальными странами» закрывает напрочь перспективу заключить долгосрочные стратегические отношения с главнейшим драйвером мировой экономики на горизонт долгосрочного прогноза — с 60 странами, сформировавшими эскадрон главного локомотива развития мировой экономики

США, прекрасно видя все изъяны и слабые места российской мирохозяйственной стратегии, будут и дальше нажимать на наши болевые точки, используя не только ВТО, но и все международные организации, прежде всего 7 основных при ООН, делая упор на противостоянии с Россией в МВФ и группе Всемирного банка.

Что делать России в этих условиях? Прежде всего, на мой взгляд, создать координационный совет по типу ГКЭС при Совмине, который продемонстрировал свою эффективность и целесообразность в работе с международными организациями и национальными территориями — экономическими союзниками нашей страны. Без целевого координационного совета — органа, который бы аккумулировал как весь потенциал экспортного характера, так и способность видеть удачные перспективные лакуны в своём блокадном окружении, полагаясь лишь только на МИД с его традиционными подходами, будет сложнее. Это может привести к коллапсу уже на начальном этапе работы новой энергичной позиции администрации Джо Байдена.

Главный вывод, который мы делаем, состоит в том, что американская администрация уже не на пропагандистских началах, а на основе серьёзного финансирования и реструктуризации своих внешних структур будет наступать на пятки своим главным противникам.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку