Центральная печать как России, так и главных центров принятия решений в мировой экономике (Wall Street Journal, Financial Times и других) обсуждает инвестиции в основной капитал. Кто сегодня поспеет придти первым к финишу в этой гонке, тот и чемпион.
Представьте себе, что в постпандемический период вложения в основной капитал в трёх центрах силы (ЕС, США и Китай) исчисляются цифрами, которые до этого казались невероятными. Например, Китай и США анонсировали инвестиционные программы объёмом более $3 триллионов. Для сравнения отмечу, что в странах ОЭСР рост на ближайшие десятилетия по тем же инвестиционным программам предусмотрен рост от 3 до 5%.
По всей вероятности, Россия, поднатужившись, должна будет соответствовать этим невероятным цифрам: откуда-то России придётся взять не менее $3 триллионов за тот же период для того чтобы не опоздать в глобальной гонке инвестиций.
Гонка началась задолго до пандемии, и тому первые признаки — создание системы институтов развития, которым приданы невероятные, сногсшибательные полномочия по части технологического, инновационного и инвестиционного рывка до 2024 года.
В послании Федеральному Собранию глава государства по сути дела подтвердил статус «принимающей стороны» этих невероятных, астрономических сумм, в лице институтов развития. Суммы будет координировать ВЭБ.
Многие аналитики отмечают «мертворождённость» институтов развития и их заведомую неспособность не только «переварить» инвестиции и выдать нечто путное на гора, а также то, что институты развития как механизм чего-то инновационного, активного, энергичного и результативного оцениваются «ниже плинтуса».
Гонка инвестиций или соревнование за вложения инвестиций в основной капитал может быть проиграна Россией уже на этапе старта не потому, что у страны изначально нет этих средств (они есть и всегда были), а из-за лакун и огрех по части самого механизма принятия этих инвестиций и их «переваривания» в результате выдачи результатов для поставленной задачи.
Как пишут «Ведомости», ВЭБ никогда ещё не работал с такими грандиозными объёмами инвестиций. «На рубль ВЭБа банки дают 2-3 рубля сверху и инвестиции становятся значительными», — говорится в статье.
У экспертов вызывает опасения, что поступившие на счёт принимающей стороны средства могут мягко, незаметно и тихо «рассосаться», превратившись в чей-то личный капитал и (не дай Бог) ещё и заграничный.
Несмотря на добрые пожелания нашего замечательного руководства (надеюсь, от чистого сердца) о том, что страна в здравом уме и твёрдой памяти включается в глобальную гонку за пальмовую ветвь победителя в инновационном забеге, есть все опасения, что усилия будут неэффективны, а в ближайшие 10-20 лет компенсировать такие суммы экономика не сможет. В этом случае транзит, предполагаемый на середину текущего десятилетия, может пойти по «чёрному», тупиковому сценарию.
У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий. Не дай Бог, мы дождёмся очередного показа Лебединого озера на центральном телевидении со всеми вытекающими последствиями, вплоть до самых непредсказуемых.