Цены на продукты питания в России растут, что вызывает беспокойство на самом высшем уровне. Экспертно-аналитический «АБ-Центр«, в частности, по итогам мая 2021 года зафиксировал рост цен на 76 товаров из 121, отметив 6.5% их повышение за год. Особенно подорожавшие товары при этом относятся к недорогим и наиболее распространённым в России, в частности, это свёкла (+83%), морковь (+55%), картофель (+52%) и сахар (+39%).
Рост цен на продукты питания, как отмечает продовольственная организация ООН (ФАО), фиксируется во всём мире. Инфляция в США, например, составила сопоставимые с Россией 5%. И одновременно, по данным WWF, до 40% выросли потери продуктов при доставке «от фермы до вилки», то есть, от производителя до потребителя. Российский показатель уже давно достиг этой величины, несмотря на бережливость населения (россияне выбрасывают не более 12% купленных продуктов, что немного по среднемировым значениям).
В условиях, когда народ беднеет и 16% россиян работают только на еду, президент страны В. Путин счёт повышение цен на неё «проблемой, стоящей особенно остро».
Сами граждане считают причинами повышения цен ослабление курса рубля (36%), жадность торговых сетей (31%) и производителей (26%), предпочитающих использовать мировую ценовую конъюнктуру и отправлять продукцию по повышенным ценам на экспорт. Специалисты добавляют к этому системные проблемы, такие как политику правительства на монополизацию экономики.
Конечно, в стране, несмотря на импортозамещение, по-прежнему много импорта — 12.8% от структуры импорта, по данным ФТС, и физические объёмы этого импорта (поставки в килограммах) за прошлый год выросли на 0.6%. Россияне правы, полагая, что курс рубля отразился на стоимости производственных товаров и сырья для их изготовления.
Правы наши соотечественники и в том, что крупные российские производители продовольствия нарастили экспорт до 8.8% от структуры экспорта (годом ранее доля продовольственного экспорта составляла 5.9%). Но нельзя винить в этом всех — мелким и средним сельхозпроизводителям путь к экспорту фактически закрыт, они лишь ориентируются на цены внутреннего рынка.
И, конечно, крупнейшие торговые сети не преминули повысить цены везде, где это возможно, максимизируя свою прибыль, поскольку у потребителя на фоне разорения малого и среднего бизнеса не остаётся выбора, кроме как покупать у них продукты.
Бывший министр экономики Андрей Нечаев подчёркивает, что политика ориентации на крупнейших особенно пагубно отразилась на регионах, где зачастую работает одна торговая сеть, и призывает присмотреться к ней Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Государство действительно начинает активнее мониторить ситуацию с ценами, правда, предпочитает действовать при этом привычными командно-административными методами и сдерживать цены производителей.
Андрей Нечаев предлагает правительству задуматься о том, чтобы найти баланс — дотировать производителей и оказывать поддержку малоимущим, помогая им адаптироваться к повышению цен. «У государства есть достаточно обширный инструмент налогово-бюджетного реагирования», — говорит он. С экспертом трудно не согласиться, особенно если доступ к господдержке в равной степени получат как крупные производители, так и малый бизнес.
Есть и ещё одна вещь, которая давно назрела и способна внести свою небольшую лепту в помощь по преодолению кризиса «борщевого набора»: право производителей, магазинов и торговых сетей бесплатно раздавать продукты с поврежденной в процессе производства, при транспортировке и хранении упаковкой и ряде других случаев. На данный момент им проще списать и выкинуть такую еду, чтобы не платить взимаемый при реализации 20% НДС.
Дело в том, что большая часть выброшенной российской еды возникает в местах производства, при переработке, транспортировке и складировании продуктов. В том числе, «лишняя» рыба, попавшая в сети сверх квот или использованная в производстве икры, должна уничтожаться, а не поступать на прилавки россиян. Продукты с истекающим сроком годности не предлагаются со скидками в большинстве торговых точек. При неправильном нанесении маркировки продукт по нормам СанПиНа должен уничтожаться по прибытии в магазин. И так далее.
Может быть, настало время отменить 20% выгоду для производителей и торговых точек в пользу утилизации продуктов питания и стимулировать их раздавать или продавать по бросовым ценам качественные, но некондиционные продукты? В мире это явление уже существует и носит название «фудшеринг» (от англ. «делиться едой»).
Для этого потребовалась бы всего-навсего государственная воля, немного инвестиций, изменения Налогового Кодекса и СанПиНа.
Выбрасывать еду, с точки зрения Православия — это тяжкий грех, поэтому имеет смысл распространить хороший западный опыт и у нас.