Генералы всегда готовятся к грядущей войне следующим образом: они готовятся к прошлой войне.
Поступают сведения о том, что Вселенная буквально наполнена мыслительными процессами — Грегори Мэтлофф — американский учёный — возглавляет группу людей, которые доказывают, что Вселенная «полна сознания». Более того, она руководствуется не просто знаниями и разумна, но она системно разумна.
Совсем недавно учёные считали, что при исчезновении Галактики новая на этом же месте не создаётся. Однако сейчас уже известно, что Вселенная живёт и продолжает расширяться по законам, которые земным учёным пока недоступно осознать и квалифицировать.
В чём проблема нынешнего цивилизационного кризиса? О том, что этот кризис — цивилизационный, а не социальный, не экономический и даже не гуманитарный, говорят учёные всего мира. Об этом не говорят политики и религиозные деятели, и понятно, почему. Одни — по одной, другие — по другой причине не хотят вызывать «огонь на себя».
Но мы живём в Страстную неделю (по православному календарю, в Вербную или Лазареву неделю). Мы должны думать о ближнем, о себе подобном.
Вчера я был потрясён и шокирован (хотя мне казалось, что я не могу быть уже ничем потрясён и шокирован) сообщением о том, что в центре Москвы начали появляться пластиковые мешки, полные качественной еды, иногда вообще без каких-либо записок.
Какими эмоциями наполняется моё сердце? Я, честно говоря, знал о случаях, когда люди, которые могут помочь, помогали неизвестным людям, но это были единичные случаи. О них писала пресса, говорилось с экранов телевидения, шла молва. Но то, что простые, зачастую небогатые люди, иногда делясь последним, так помогают бездомным — меня тронуло до глубины души.
Видимо, гуманизация общества, «работа над ошибками», которую провела в первую очередь Русская Православная Церковь, даёт свои плоды. Конечно, я не снимаю со счетов те 35-40 семей из числа старых дворянских фамилий дореволюционной России, которые придерживались (а их потомки придерживаются и поныне) взглядов подвижничества и веры в любовь к ближнему. Я считаю, что «курочка по зернышку клюёт» и «капля камень точит».
Все, кому не лень, пинают бедного актёра Алексея Серебрякова, сказавшего, что в России в «сухом остатке» доминируют три понятия: сила, наглость и хамство. Парня просто заклевали, хотя он всего-навсего, пусть и неумело, назвал «состояние умов», о котором писали ещё в 1920-1930-е годы. Это то, по причине чего, услышав слова Ленина о том, что Булгаков и Бердяев — это «г… о», из страны на двух теплоходах в Германию были высланы 200 профессоров (среди них были и студенты) как демонстрация того, что»мы и без вас обойдёмся», «мы сами с усами».
Однако речь идет не о том, какие духовные культурные ценности ставятся во главу угла гражданского общества России сегодня. Речь идёт о том, что весь мир потрясён тем, что везде (не только в России) власть не готова к управлению не только обществом, государством, но и, в первую очередь, экономикой.
Нельзя не согласиться с 91-летним учёным профессором Нью-Йоркского университета Ноамом Хомским, который назвал пандемию нового коронавируса детской шалостью по сравнению с грядущими катаклизмами, такими как потепление планеты и ядерная катастрофа.
Мы прекрасно видим, что после пандемии, которая закончится в конце июня-начале июля в России, наступит всеобщая нищета. 15 миллионов человек (это как минимум) лишается работы, а это 20% самостоятельного населения, причём 4 миллиона из них — это сфера услуг. По 1 миллиону рабочих мест потеряют транспорт, логистика и энергетика.
В привилегированном положении (я не беру во внимание олигополию) будут находиться представители спецслужб, вооружённых сил, частично представители медперсонала и полиция. 99% населения переживёт ещё больший шок — нынешний месяц люди останутся без зарплат, финансовых поступлений, в состоянии частичного голода и при отсутствии должного медицинского и социального обеспечения — но это прелюдия.
Пандемия — это испытание на прочность союза, социального контракта между социальным обществом и властью. Уже сейчас видно, что гражданский договор трещит по швам. Гражданское общество не требует «молочных рек и кисельных берегов» от власти, оно задаёт совершенно справедливый вопрос: что в нынешних условиях власть делает такого, чтобы не привести гражданское общество к молниеносному социальному взрыву?
Что же все-таки власть считает «чёрным днем»? Почему она не «распечатывает кубышку» в $18 триллионов, которая принадлежит не ей, и даже не олигополии в составе 20 человек, а 147 миллионам жителей, которые страдают? А некоторые просто-напросто умирают от этих страданий.
Почему власть, обладающая всеми ресурсами: от разведки до науки, так беспомощна? Почему все, за что ни возьмись, для неё есть полная неожиданность, от которой она впадает в состояние анемии и бездействия?
На этом фоне (вы будете удивлены) очень солидно и достойно выглядит только один человек: 97-летняя пожилая английская дама (не поворачивается язык назвать её старушкой), которая в 4-минутной речи, с твёрдостью и металлом в голосе призвала людей к «стойкости и выдержке».
Дорогие читатели! Читайте нетленное произведение «Репортаж с петлёй на шее», автор которого погиб в застенках гестапо, в тюрьме Панкрац (Чехословакия). Это произведение надо читать именно сейчас, потом оно не будет так актуально. В 1950 году оно получило самую высокую литературу премию в мире — Международную премию Мира. Более оптимистичного, более жизнеутверждающего произведения (помимо Евангелия и, возможно, «Живых и мёртвых» Константина Симонова) сейчас трудно себе представить.
Хотя, может быть, я бы ещё раз перечитал «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэррола…