Действительно Первый фортепианный концерт

Действительно Первый фортепианный концерт

Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского не в одночасье стал самым популярным и узнаваемым произведением классической музыки. Созданный в России и для русского пианиста, он сперва покорил Америку в исполнении немецкого музыканта, а затем вошел в историю музыкальной звукозаписи как первая платиновая пластинка с академическим концертом в исполнении американца.

«Концерт мой никуда не годится»

Первое обращение Петра Чайковского к жанру фортепианного концерта было для него трепетным и сложным. Будучи прекрасным пианистом и импровизатором, Чайковский все же переживал о качестве партии, созданной им для солиста. Очевидным авторитетом для композитора в этой области был пианист Николай Рубинштейн. Ему практически завершенный концерт Чайковский показал в январе 1875 года сразу после окончания работы над ним.

Николай Рубинштейн (1835 – 1881)
Николай Рубинштейн (1835 – 1881)

На своеобразном прослушивании также присутствовал музыкальный критик, профессор Московской консерватории Николай Губерт. Оба музыканта выслушали все три части фортепианной партии концерта в исполнении Чайковского в гробовой тишине. Что было после, Чайковский спустя три года красноречиво описал в письме к своей покровительнице Надежде фон Мекк.

Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно… что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. <…> Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я — маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью

Чайковский в письме к фон Мекк

Чайковский, к счастью, высказанным обвинениям не внял. Он снял заготовленное посвящение Николаю Рубинштейну с титульного листа концерта и отправил партитуру немецкому пианисту Гансу фон Бюлову. Его выступление в Москве в 1874 году приятно впечатлило Чайковского, а сам Бюлов был страстным поклонником творчества композитора. Скорые гастроли Бюлова в США решили ситуацию: Концерт впервые прозвучит в США и, в случае его провала, Чайковский будет избавлен от нового унижения хотя бы в очном формате.

Ганс фон Бюлов (1830 – 1894)
Ганс фон Бюлов (1830 – 1894)

Сквозь тернии к славе

Премьера Первого концерта Чайковского состоялась 25 октября 1875 года в Бостоне под управлением Бенджамина Ланга. Дирижер готовил премьеру в спешке, так как заменял другого маэстро. В итоге критики подметили некоторые помарки в оркестре и в целом весьма спокойно отреагировали на премьеру. Совсем иные настроения царили среди публики: концерт был встречен долгими овациями, финал пришлось повторить на бис. Через месяц, 22 ноября, концерт вновь прозвучал в исполнении фон Бюлова в Нью-Йорке в уже более выверенном исполнении, заслужив, наконец, благосклонные оценки критиков.

Не вполне удачной была и первая российская премьера в Петербурге. 1 ноября концерт прозвучал в исполнении однокурсника Чайковского пианиста Густава Кросса и дирижера Эдуарда Направника. Композитор отреагировал на солиста кратко: «чудовищная какофония».

К московской премьере концерта готовились любимый ученик Чайковского пианист, композитор Сергей Танеев и переменивший свое мнение о концерте Николай Рубинштейн, которому теперь предстояло встать за дирижерский пульт. Интерпретация Танеева – одного из лучших исполнителей фортепианной музыки Чайковского своего времени – была высоко оценена композитором. Он хотел посвятить свое произведение ему, но все-таки оставил на титуле имя первого исполнителя – Ганса фон Бюлова.

Сергей Танеев (1856 – 1915). Фотография с дарственной надписью: «Петру Ильичу Чайковскому от искренне любящего его ученика С. Танеева».
Сергей Танеев (1856 – 1915). Фотография с дарственной надписью: «Петру Ильичу Чайковскому от искренне любящего его ученика С. Танеева».

Первый во всех отношениях

Премьера Первого фортепианного концерта в Бостоне и Нью-Йорке буквально открыла для США русского композитора Чайковского. На волне этого успеха в 1891 году композитора пригласят открывать Карнеги-холл в Нью-Йорке, где он в качестве дирижера встанет за пульт Нью-Йоркского филармонического оркестра, в том числе и для исполнения этого концерта.

Концерт станет негласным обязательным произведением для финалистов-пианистов Международного конкурса имени Чайковского. Правила требуют исполнить в финале один из фортепианных концертов композитора (их у него три), но выбор не в пользу Первого случается весьма редко.

Победителем I Международного конкурса им. Чайковского в 1958 году в разгар Холодной войны станет американский пианист Ван Клиберн (Клайберн). Молодой музыкант из-за океана запомнится всему миру своей лучезарной улыбкой, а его запись Первого фортепианного концерта Чайковского в сопровождении Академического Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина станет первой платиновой пластинкой классической музыки в мире.

Летящие первые аккорды концерта пронизаны оптимизмом и невероятным душевным подъемом. Как подлинный бриллиант, эта музыка требует особой чуткости от исполнителей.

7 мая мы отметим 182-годовщину со дня рождения великого русского композитора Петра Чайковского, которого знает и любит весь мир.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку