День библиотекаря — память о русской дворянской культуре

библиотека

27 мая мы отмечаем общероссийский День библиотекаря. Для нас библиотеки, как говорила Екатерина Гениева, это зачастую единственный источник культуры и вдохновения. Особенно это верно для мест, где нет ни кинотеатра, ни театра, ни иного культурного учреждения. Как издавна повелось в России, библиотека — центр общественной и культурной жизни.

В мае 1712 года столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. По повелению Петра Первого, началась новая жизнь не только столицы, но всей страны в целом. Уже в 1714 году царь учредил библиотеку Академии Наук новой столицы на Васильевском острове.

А 27 мая 1795 года императрица Екатерина Великая одобрила план постройки Императорской Публичной библиотеки архитектором Е. Т. Соколовым. Особая именинница сегодня — Российская национальная библиотека.

2.5 века спустя произошёл обратный процесс, благодаря которому в Москве сосредоточилось большинство всех капиталопотоков страны и объёма принятия решений. Из Петербурга сюда было перенесено всё, включая правительственные учреждения и центр принятия решений, включая экономические, политические и иные.

19 июня 1862 года была основана Российская государственная библиотека; сегодня — крупнейшая библиотека страны.

Мы отмечаем удивительный день — день библиотек и тех удивительных подвижников, которые работали в этих образовательных, просветительских учреждениях на протяжении всей истории их существования. Среди них — великий русский баснописец Иван Крылов, космист Николай Фёдоров, сказочник Петр Ершов и писатель Владимир Одоевский.

Многие российские библиотеки хранят коллекции книг дворянских усадеб, экспроприированных в эпоху большевиков. Книги, собранные в период XVIII-начала XX веков семьями, составляют основу национальных российских коллекций.

Традиция занятия библиотечным делом у представителей дворянских родов продолжилась и в советское время. Я вспоминаю Николая Николаевича Бобринского, который был честным, порядочным библиотекарем. Он работал в библиотеке МГУ и трепетно заполнял карточки. Во время визитов монархий потомки княжеских и великокняжеских семей считали долгом посетить маленького старичка, сидящего на протертом стуле в скромном помещении на Моховой.

Я сам у него бывал и помню благородного величественного библиотекаря со скромной улыбкой, человека много знающего, видящего, понимающего и мало говорящего. За него говорили его глаза с лукавым прищуром. излучающим теплый человеческий свет.

Ни для кого не секрет,, что Н.Н. Бобринский наряду с несколькими членами Дворянского собрания представляли удивительную когорту людей — выживших потомков императорских домов. Сам Николай Николаевич был прямым потомком Ангальтов по матери,  происходившего от союза графа Алексея Орлова и Екатерины II. Его сын Алексей — заметная фигура в дворянском движении России.

Судьба распорядилась так, что из 5 миллионов дворян, объединенных сегодня в 3 или 4 дворянских собраниях России. Их раздробленность — не вина дворян, однако общее членство Собраний в совокупности составляет не более 10 тысяч, из которых титулованных не более 10.

Огромная часть потомков дворянских родов — библиотекари. Достаточно вспомнить руководителя Российской исторической библиотеки М.Д. Афанасьева.

Но многие из дворян в советское время приняли фамилии своих крепостных, скрывая роды, как Голицыны, Оболенские, Волконские, Астафьевы и даже Павловы. Единственный прямой потомок последних императоров — брат покойной актрисы цирка виртуоза- мотоциклиста, так до сих пор и пустил корни в Средней Азии под неизвестным науке псевдонимом, чтобы сохранить своё потомство.

Как пишет О.В. Волков в книге «Погружение во тьму», зачистки дворянских родов были беспрецедентны.  «На карандаш» брали всех, кто хоть отдаленно имел отношение «к эксплуататорским классам», хотя даже сам Маркс, Ленин и Плеханов не смогли до конца объяснить своего личного отношения к ним.

В своем последнем разговоре с И. Буниным Максим Горький подчеркнул, что библиотеки — последний редут дворянской культуры в России. При этом он добавлял, что считает Бунина последним дворянским писателем, и дворянская культура — и есть русская культура. Песни, пляски, фольклор, живопись созданная руками представителей «неэксплуататорских классов», стали известны «городу и миру» именно благодаря дворянской культуре. Дворяне стояли за продвижением народной культуры и прогрессом народа в целом.

Даже Максим Горький прекрасно понимал и оценивал значение дворянской культуры. Он говорил об этом и Чехову, и другим представителям культуры своей поры. Если учесть, что писатель-большевик стоял у истоков библиотечного дела современной России, то его можно считать сохранителем культуры вообще.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку