Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес умер 16 апреля 1828 года в городе Бордо (Франция). Художник, гравер, литограф, мастер офорта, рисовальщик, керамист, придворный художник. Он был представителем романтизма и вошел в историю искусства как яркое проявление лучших черт творца национальных романтических произведений Испании.
Трудно говорить о нём, отмечая одну лишь его черту, в то время когда Гойя был автором огромного количества произведений искусства. Он творил во множестве жанров, включая живопись на стенах (вспомним украшение его собственного дома в Бордо), и бурлил на протяжении всех 82 лет своей жизни.
При посещении музея Прадо в Мадриде, диву даёшься, как многопланов этот художник. Охват жанров ошеломляет. В 2023 году для меня стало очередным открытием созерцание его «Распятого Иисуса». Картина настолько удачно висела на стене, что падающий слева направо свет создавал впечатление присутствия. Такое ощущение, что ты стоишь перед реальным Христом, который всё ещё дышит, и ты общаешься с реальным Величием!
Нельзя не упомянуть его «Каприччос». Эта серия — явление незаурядное, делающее художника настолько отличным от предшественников — художников двора, что создаётся впечатление, что этот вид его деятельности навеян общественно-политическими взглядами художника, сложившимися в Большом свете.

Глядя на знаменитый «Сатурн, пожирающий своих детей», зритель видит — этот человек глубоко чувствует и понимает всю глубину общественных процессов через призму осознания современного ему общественного устройства, прежде всего сложившейся структуры власти.
Душераздирающая до разрыва аорты ненависть художника-мыслителя к несправедливости в отношении простых людей поражает. Ведь он был обласкан властью как никто, и обожал свой труд придворного художника.
Двойственность была свойственна для Гойи. С одной стороны, он имел стремление попасть в эпицентр элиты и получить все возможные блага как придворного фаворита, с другой стороны — он старался оставаться правдорубом и называть вещи своими именами. Такая особенность была дана в эпоху Реставрации немногим.
Время, в которое жил великий испанский художник и мыслитель Франсиско Хосе Гойя, такое же непростое, как и сегодня. Но его отличительной чертой было то, что оно давало возможность таланту из народа быть воспетым народной любовью.

Эпоха характеризовалась нашествием Наполеона, изгнанием французов из Испании, борьбой Гойи против папства, провозглашением Первой испанской конституции Кадисскими кортесами, отменой жуткой испанской казни — казни удушением винтом гаррота, завершением эпохи инквизиции. При жизни художника было приведено последнее аутодафе.
Одним словом, бурлящий, конвульсивный, яркий и масштабный век народных волнений в Испании пришелся на кульминацию творческого пути выдающегося испанского художника.
Жизнь Франсиско Гойи — жизнь творца, который имеет право голоса и он слышен в обществе. Причина, по которой художник уехал из Испании и последние 4 года жил во Франции — следствие беспокойства за свою жизнь в силу невозможности говорить на одном языке с властью. Последняя прекрасно осознавала невероятную популярность художника и резонанс от его творчества во всей Европе.
Самобытность творчества Гойи — тема для отдельного разговора. Его видение окружающего мира не похоже ни на одного его современника.
Талант Франсиско Гойи — выражение не только художественного дара, но умение видеть мир через визуальный жанр. Изображением на полотне художник вел общение с широкими слоями населения, со своей аудиторией. На холсте, бумаги, дереве, цементных стенах дома он передавал в Вечность промыслительные слова, которые бьют в сердце даже сегодня.

«3 мая 1808 года» — расстрел французами у стен Мадрида испанских патриотов. Эта картина изображала непримиримость духа в борьбе с насилием такой пронзительности, что до сих пор глядя на неё мурашки пробегают по спине.
Гойя не всегда прописывает детали. Он нашел свой способ передавать экспрессию, чувство через мазок, штрих, как никто из художников-современников.
Обладатель высокого мастерства изобразительного искусства в ряду выдающихся испанских творцов: Диего Веласкеса, Мурильо, Сурбарана Гойя стоит на особом месте, где даже одетые в парчу и шелка люди открываются перед нами «обнаженными» — их «нутро», психологические портреты налицо.
Для меня музей Прадо — это один из величайших музеев мира. Не потому что здесь собраны шедевры, а потому что здесь представлен Гойя как нигде в мире.
Этот художник мне не открыт до сих пор, его можно смотреть и смотреть, вновь и вновь возвращаясь к его картинам. Только когда посмотришь на них в сотый или двухсотый раз, начинаешь на несколько миллиметров ближе понимать огромную фигуру выдающегося мыслителя.
Этот художник-философ сравним, может быть, с философом-римским императором Марком Аврелием по масштабам самобичевания: «Я маленькая мошка, но орел не ловит мух».

В день памяти выдающегося испанского художника, вобравшего в себя все лучшие черты испанского характера, хочется сказать, что он неотделим от реально существующего испанского темперамента, выражающегося в горном, самобытном и неповторимом, горделивом, немножко надменном отношении к самому себе. Это происходит от глубокой любви к Всевышнему и восходит к твердыне традиционализма.
Франсиско Гойя и Лусьентес всегда будет в наших сердцах, поскольку борьба с несправедливостью и одновременно любовь к Богу и людям пронизывает наше сознание, призывая нас следовать примеру света, добра и любви. Именно это нес в мир этот светоч Гойя, сквозь Испанию и века.