Всемирно известный балканский режиссер Эмир Кустурица в своём интервью с горечью говорит: если бы учёные мира не были в столь тягостном положении, по сути дела, низведенные до уровня маргинальных исполнителей, то сегодня не происходили бы те события, свидетелями которых мы являемся. Буквально звучит следующее: «В мире, где реальность профанируется, а спектакль сакрален, где ученым нет места, мы будем наказаны смертью«.
По сути дела, положение учёных, интеллектуалов и образованного класса в целом существенно тормозит мировой прогресс. Есть страны, причисляющие себя к разряду цивилизованных, где положение учёных официально закреплено в статусе рабов. Никого нельзя обмануть, ввести в заблуждение рейтингами, лозунгами, велеречивыми докладами, пустыми по существу, где единственная содержательная мысль — учёный, интеллектуал должен «дарить, либо передавать государству за миску чечевичной похлёбки свой интеллектуальный ресурс».
Это наблюдается повсеместно. Это относится как к участию в журнальной деятельности (учёные обязаны публиковаться в научных журналах), так и к исследовательской работе, и к главнейшему предназначению учёных — передаче своих знаний грядущему поколению.
Дело не в том, что государства не понимают ценность учёных и произведённого ими продукта. Очень даже хорошо понимают. Но они рассуждают приблизительно так: «Да, действительно, учёные — носители знаний, они полезны. Но они отдадут этот продукт как только мы им скажем, причём бесплатно или «за понюшку табаку» — им всё равно деваться некуда».
Эксплуатация «пролетариев интеллектуального труда» придумана не при Ленине, не при Сталине и даже не при Горбачеве — худо-бедно они на фоне неоднократного ограбления населения, происходящего регулярно каждые 10-15 лет, рассматривали интеллектуальное сообщество как «полезную страту общества» и время от времени подбрасывали ей в её интеллектуальную клетку, чтобы там не очень сильно «рычали», кусочки с барского стола.
В то время, когда все получали в среднем оклады по 120 рублей, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в ВУЗах составляла, скажем, 400 рублей. Тогда это было не Бог весть что, но всё же что-то.
Так, например, выдающийся певец, народный артист СССР Иван Семёнович Козловский получал пенсию 400 рублей в месяц (это мне известно достоверно, так как мой знакомый по его просьбе ходил брать его взаимопомоществование на Телеграф, который был рядом с Брюсовым переулком в Москве, где жил знаменитый тенор). Но он был один такой. Ему эти деньги распорядилось дать лично первое лицо в стране.
Смешно, конечно, говорить о каких-то нищенских подачках по сравнению с тем, как жили учёные-интеллектуалы в европейских странах, в Японии и даже США. Говоря о США, уместно отметить, что эта страна построила всю свою экономическую политику (по крайней мере, её осевые тренды) именно на принципе максимального использования интеллектуального потенциала «образованного класса».
Американцы, как мне рассказывали мои родители, жившие долгое время в Америке и работавшие в ООН — люди «беспринципные». Им, попросту говоря, наплевать на политические убеждения того или иного интеллектуала-учёного, если он «выдаёт на гора» интеллектуальный продукт, то они готовы «закрывать глаза» на его «странности». Я здесь не хочу брать во внимание мир искусства, хотя это тоже интеллектуалы — там это видно ярко и выпукло, но если брать во внимание мир науки, письменной речи (литературы и т.п.), то вы увидите, что весь интеллектуальный потенциал самой великой интеллектуальной нации — США — как раз построен на принципе толерантности и терпимости, который в России, по непонятной причине, всегда обозначали как американскую беспринципность.
Да, конечно, в Америке были свои «закидоны» в эпоху, скажем, маккартизма (время «охоты на ведьм»), другие неприглядные вещи, не без этого. Но американская модель экономики, её основополагающий принцип — это отход от политического подхода в эксплуатации интеллекта.
Ведь вы знаете, дорогие читатели, что Америка — это самое молодое государство на Земле, по крайней мере, из крупных. Оно на заре своей реальности приняло решение о том, что это будет государство, открытое для всего мира, с так называемыми «низкопорожными» условиями для иммиграции.
США — это страна приезжих. Её подняли приезжие. Своих собственных учёных, по крайней мере, в первые 200 лет своего существовании, американцы не смогли выпестовать в большом количестве. Все выдающиеся учёные Америки — это люди, в недавнем прошлом приехавшие из России, Германии, Италии, Индии, Китая и Англии. Один Джон Мейнард Кейнс чего стоит!
Этот человек «вытянул за волосы» Америку в самый сложный период за всю историю её существования — в эпоху Великой Депрессии, разработав вместе с Уайтом гениальную программу социально-экономического возрождения США, да и всего мира.
Но цель нашей статьи — не показывать этимологию и генезис становления науки в Америке — это всё давно известные вещи, о который и не стоит даже говорить. В Америке любой интеллектуал будет принят с распростёртыми объятиями, но из него будут выжаты все соки, этот «лимон» будет отжат до последней капли лимонного сока. Почитайте воспоминания выдающегося русского учёного Зворыкина, или того же самого Сикорского — гениального изобретателя летательных аппаратов и «отца» современной американской авиации. Это — известные вещи, которые не подлежат сомнению.
Но вместе с тем учёным в Америке предоставляются довольно приличные условия жизни: дом, оклад, медицинская страховка. Одним словом, всё, что необходимо для того, чтобы интеллектуал мог заниматься своим творчеством максимально свободно, но под надзором «старшего брата» и при условии, что из него будут выжаты все ресурсы до последнего.
Нельзя сказать, что в других странах — в той же Великобритании — к учёным относились пренебрежительно. Один пример Петра Капицы с его известной лабораторией под названием «Крокодил» знает всё научное сообщество. Пётр Капица всегда отмечал (это есть в его воспоминаниях и в воспоминаниях других членов его семьи), что он имел в Англии такие условия, которые он затем вспоминал всю жизнь. Таких комфортных условий он не имел потом даже в сталинско-бериевском СССР, где ему дали статус физика-ядерщика №1. В России он имел небольшую скромную дачу, автомобиль и одну домработницу. Скорее всего, его советский оклад был весьма скромным, и никаких процентов или отчислений от его научных исследований типа роялти и гонораров от публикаций и ноу-хау, конечно, не было.
Униженное положение учёных как «винтиков-шпунтиков» в грозном механизме «Государства — Военной машины» перешло на всё гражданское и невоенное пространство учёного мира в России.
Положение учёных-интеллектуалов в нашей стране — это «притча во языцех» для всего мира. Отдельные, точечные примеры не могут никого убедить в обратном. Об этом много писали, говорили, а воз и ныне там. Власть не считает учёных людьми, они для неё — исполнители второго сорта. Исполнители первого сорта — это чиновники (причём не все, а только группы А). Все остальные — тоже винтики-шпунтики, и если «что» — то «к ногтю».
Одним словом, менталитет власти, её отношение к образованным людям, а тем более к учёным — это отношение эпохи Ивана Грозного или Малюты Скуратова. Для того чтобы понять, о чём идёт речь, автор этих строк настоятельно рекомендует прочитать переписку Ивана Грозного с Курбским, сбежавшим в Литву, где чёрным по белому говорится о том, что думает интеллектуал о мракобесе. Я думаю, что с учётом того, что сегодня начинается сериал об Иване Грозном на канале «Россия-1», это очень своевременно. Имеет смысл перечитать переписку с Курбским, изданную в прекрасной книжной серии «Памятники литературы», основанной Максимом Горьким в 1932 году.
Положение учёных во всем мире, за редким исключением, незавидное. Звёзды мирового экрана, представители культуры — собратья учёных по творческому цеху, обеспокоены положением науки не потому, что их соединяют нравственные узы творческой солидарности. Но в первую очередь потому, что то, что мы сейчас наблюдаем — вселенская эпидемия, пандемия коронавируса — это не в малой степени, а, может быть, и в огромной степени результат небрежения не только к науке как к заглавной отрасли экономики, но и к людям науки. Их нещадная эксплуатация, присвоение результатов их научного труда осуществляется либо наглым образом за бесценок, либо (как в некоторых странах) и вовсе бесплатно, под угрозой физической расправы.
Давление на учёных, которое как прямо, так и косвенно оказывают различные силы, погружая их в невыносимо тяжелые условия работы и творчества, зачастую ставит их в положение, когда они вынуждены идти на запретные, а то и безнравственные действия. А что им остаётся делать?
Поймите меня правильно, дорогие читатели, я не оправдываю безнравственные и противоправные действия некоторых учёных. Я пытаюсь объяснить, что виноваты в этом не учёные, а те, кто ставит их в такие условия, понуждая идти на это.