Дом в Большом Николопесковском переулке: последняя обитель Скрябина

Дом в Большом Николопесковском переулке: последняя обитель Скрябина

В год 150-летия со дня рождения Александра Николаевича Скрябина (1972 — 1915) предлагаем ближе познакомиться с творчеством, жизнью и наследием величайшего музыкального символиста. Документальные свидетельства жизни композитора бережно хранятся в Мемориальном музее А. Н. Скрябина в Б. Николопесковском переулке, дом 11. Первая выставка была открыта здесь почти 100 лет назад – в июле 1922 года.

Экспозиция музея «Скрябин! Запомните это имя!» сегодня доступна для ознакомления в виртуальном пространстве в рамках проекта «Музейная Москва онлайн» Департамента культуры столицы. Выставка рассказывает о жизни и творчестве Скрябина от его рождения в канун Рождества 1972 года до последних дней жизни. Представлены ноты произведений разных лет, фотографии, личные вещи, программки концертов, рисунки и шаржи, заметки прессы и другие материалы. Виртуальная экспозиция показывает кабинет композитора, который сохранен в доме в Большом Николопесковском переулке в том виде, который был при жизни Скрябина.

Рабочий кабинет композитора. Экспозиция Мемориального музея А.Н. Скрябина.
Рабочий кабинет композитора. Экспозиция Мемориального музея А.Н. Скрябина.

Старинный двухэтажный дом в московском переулке, который разместился между старым и новым Арбатами, был последним пристанищем композитора. Здесь с 1912 года Скрябин арендовал квартиру на втором этаже со своей гражданской супругой Татьяной Фёдоровной Шлёцер. Кроме них в квартире также жили мама Татьяны Фёдоровны, тётушка Скрябина и дети композитора от второго брака Ариадна, Юлиан и Марина. В этой квартире Александр Николаевич завершил свой земной путь. 14(27) апреля 1915 года композитор скончался от заражения крови, причиной которого стало воспаление фурункула.

Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный, у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней

Вячеслав Иванов. «Памяти Скрябина»

В последние годы жизни Скрябин окончательно утвердился в решении писать «Предварительное действие» и начал работу над ним. Произведение должно было стать своего рода вступлением к «Мистерии» — главному сочинению, замысел которого Скрябину пришел после прочтения «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской. В «Мистерии» в синтетическом действии должны были слиться воедино музыка, поэзия, танец, свет, вкус, ароматы, а результатом стать трансформация Вселенной. Скрябин был уверен: музыка сильнее законов пространства и времени, она способна нарушить законы мироздания и открыть пути в другие миры.

Л. О. Пастернак. Исполнение «Прометея» А. Н. Скрябина автором и оркестром под управлением С. Кусевицкого. Мемориальный музей А. Н. Скрябина.
Л. О. Пастернак. Исполнение «Прометея» А. Н. Скрябина автором и оркестром под управлением С. Кусевицкого. Мемориальный музей А. Н. Скрябина.

Но путь к «Мистерии» оказался не близким, потому Скрябин решил начать с «Предварительного действия». В нем композитор также видел синтез всех искусств на эзотерической основе. Он был категорически против музыкантов, неподвижно сидящих на своих местах в оркестре. По мнению Скрябина они должны были двигаться, создавая нечто вроде шествия.

По свидетельствам близкого круга, Скрябин имел в голове практически завершенный проект «Предварительного действия». Он играл его на рояле, но на бумаге оставил 53 наброска и литературный текст, который сочинил сам.

«Это были таинственные, полные какой-то нездешней сладости и остроты, медлительные гармонии… Нежная, хрупкая звуковая ткань. И во всем этом лежал колорит какой-то призрачности, нереальности, сонности – такое настроение, будто видишь звуковой сон».

Из воспоминаний Леонида Сабанеева об исполнении Скрябиным «Предварительного действия» на рояле

«Предварительное действие» в авторской интерпретации ушло в вечность вместе с композитором, скоропостижная смерть которого стала шоком для общественности. Но идея синтетического действа для оркестра, хора, солистов и света (Скрябин впервые ввел партию света «Luce» в «Прометее») нашла своих последователей. В 1948 году версию произведения представил Сергей Протопопов, в 1997 – Александр Немтин. В основу версии Немтина, над которой он работал почти четверть века (!), легли скрябинские эскизы из фондов Мемориального музея-квартиры Скрябина. Эта колоссальная работа сегодня дает нам возможность прикоснуться к одному из наиболее загадочных скрябинских творений.

Александр Скрябин / Александр Немтин. «Предварительное действие» к «Мистерии» (запись исполнения в Концертгебау, 2015).

Погрузиться в музыкальный мир композитора можно 16 февраля на сцене Медиацентра «Дом Скрябина». В рамках I Международного фестиваля А. Н. Скрябина прозвучат 24 прелюдии ор.11 и 5 прелюдий ор. 74 в исполнении Бориса Березовского. Сонаты № 3, 4 и 5 исполнит Сергей Булатов.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку