Дорога к Христу: «Страсти по Матфею» митрополита Илариона

Дорога к Христу: «Страсти по Матфею» митрополита Илариона

В Великую пятницу мы продолжаем и завершаем наш недельный проект, посвященный жанру Страстей (Пассионов) в музыке от эпохи барокко до наших дней. В этот скорбный день, отмеченный молитвенной строгостью и аскезой, обращаемся к выдающемуся произведению XXI века – «Страстям по Матфею» митрополита Илариона. Эта музыка отмечена не только печатью музыкального таланта, но и пронизана подлинной верой.

Музыка о последних днях земной жизни Христа

Митрополит Иларион (в миру Григорий Алфеев, р. 1966) – архиерей Русской православной церкви, богослов, церковный историк, патролог, педагог, композитор. Обучался в Средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции и в Московской государственной консерватории им. Чайковского по классу композиции, но не завершил обучение, выбрав духовный путь в 1987 году.

Митрополит Иларион (Алфеев)
Митрополит Иларион (Алфеев)

Спустя 30 лет вновь обратился к композиторской деятельности, сосредоточив творчество на жанрах духовной музыки. В числе созданных им произведений – «Божественная литургия», «Всенощное бдение», «Рождественская оратория». Одно из наиболее известных произведений митрополита Илариона – «Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра. Произведение было создано в Вене. Впервые прозвучало в 2007 году в Москве, Риме, Мельбурне, Торонто. Является одним из наиболее часто исполняемых современных «Страстей» во всем мире.

Композицию «Страстей» скрепляет текст Евангелия от Матфея. Это повествование о последних днях земной жизни Иисуса Христа: от момента Тайной вечери до Воскресения.  Евангелие звучит в исполнении чтеца в распевной манере православного богослужения и на русском языке.

Вслушиваясь в рассказ евангелиста Матфея о страданиях, крестной смерти и воскресении Господа Иисуса, возблагодарим Господа за то, что Он стал одиноким, чтобы не были одиноки мы, был оставлен, чтобы мы не были оставлены, прошел через оскорбления и поругания, клевету и уничижение, страдания и смерть, чтобы во всяком страдании мы чувствовали, что мы не одни, но что Сам Спаситель с нами до скончания века.

Митрополит Иларион

Главы евангелического повествования чередуются с музыкальными номерами. Они положены на тексты православного богослужения, которые принято исполнять на Страстной неделе. Арии, хоры и речитативы сопровождает большой струнный оркестр. В разных номерах оратории мы слышим и характерные для западной культуры эмоциональные арии и хоры, и более аскетичные православные песнопения и речитации.

«Страсти по Матфею» — уникальный пример музыкального воплощения христианского сюжета как такового, без разделения на церкви и традиции. Вероятно, поэтому произведения горячо принимали слушатели по всему миру: православные, католики, протестанты и представители других конфессий.

«Страсти по Матфею» митрополита Илариона соединяют в себе множество традиций: чтение евангелия, пассионы И.С. Баха, изящество классических ораторий, аскетизм православного духовного песнопения. Но главное – это произведение поразительной духовной глубины, в котором отражены метания ищущей души и показан путь к Свету, идущий через Веру и Христа.

Музыка «Страстей по Матфею» легла в основу художественного фильма «Дирижёр» Павла Лунгина. Сильная кинолента рассказывает о душевных метаниях героев – дирижёров, солистов, которые едут в Иерусалим на исполнение «Страстей» и переживают каждый свое падение и путь к Господу.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку