19 января 1947 года в Польше родился человек, которого в этой стране называют просто: «Лешек». Его имя Лешек Бальцерович — «самый крупный реформатор в странах Евросоюза» и самый успешный из них на бывшем пространстве влияния СССР.
Мне стыдно и неудобно говорить об этом человеке высокопарно, в высоком штиле — это человек, которого должен знать каждый нормальный мало-мальски образованный человек. Но мне хотелось бы напомнить о нём после утверждения российских властей о том, что экономика — это не наука, а «искусство возможного», что-де экономика может быть только такой, какой ей позволяют быть «внешние условия».
Люди мало-мальски образованные, знают, что это не так. Экономика — это наука, но это и искусство, когда за этим стоит добрая воля улучшить жизнь населения страны, а не только желание кормить 200 кланов «жирных котов» и 5 миллионов чиновников, получающих в среднем 10-25 миллионов рублей.
Лешек Бальцерович — человек, который в силу известных обстоятельств был вынесен на ключевую позицию в самый трудный послевоенный период Польши — в момент развала социалистической системы в Европе. Ему надо было спасать экономику своей страны и, поверьте, он её не только спас, но и вошёл в историю как реформатор-пример для подражания на предмет того, как можно выходить из командно-административной плановой экономики в рыночную без «шоковой терапии». Бальцерович помог Польше войти в Евросоюз и затем смог сделать её преуспевающей экономикой.
Его обвиняли в том, что он изобрёл способы легализации доходов, за десятилетия накопленные коррупционным путём, такие, что устроили и «бизнес-партнёров», и международные организации. Эти способы были непопулярны, но цель улучшения благосостояния страны была достигнута.
Я читал много лекций по мировой экономике, где требовалось показать особенности подхода Лешека Балцеровича к решению непростых задач, того, что молодёжь называет «фишкой» его идей, которые позволили избежать в Польше «шоковой терапии», на которой настаивал Егор Гайдар и многие руководители в своих странах в эпоху реформ.
Напомню, что из 18 стран, входящих в группу бывших социалистических стран в 1980-1990 х годах, худший вариант был в России. А почему — это отдельный разговор.
Утверждения в российских ВУЗах о том, что «подвиг» Людвига Эрхарда — автора реформ в посленацистской Германии 1945-1947 года, неповторим — ложь, наветы и антинаучная чушь. Почему — экономика имеет набор средств и инструментов экономического характера, направленный на немедленное, сиюминутное решение вопроса о благосостоянии нации. Только люди, далёкие от мировой экономики или презирающие здравый смысл, могут утверждать что идеология и почти религиозное копирование германского опыта этих лет Бальцеровичем было его собственным изобретением.
Не могу не сказать одно: Лешек Балцерович совместил христианско-демократическую идеологию спасения населения с идеями быстрого экстремального выведения экономики на пути подъёма и развития. Он учёл специфику своей страны, включая огромное крестьянское население, которое в отличие от России, никогда не было ограблено и загнано в колхозы и совхозы. Накануне реформ Польша была страной в достаточной мере свободных крестьянских хозяйств — единоличников (здесь было не менее 60% единоличных сельских хозяйств). Одновременно это страна верующих активных католиков.
Польша, прожившая почти полвека в оковах анабаптистского безбожия, сохранила в основном мораль и нравственность христианства. Это самое католическое государство Европы, в большей степени сохранившее Веру, чем Италия, Испания, Филиппины и ряд латиноамериканских стран.
Роль и место католической церкви в Польше — спасительный ресурс, который всегда поддерживал демократические начинания, включая движение «Солидарность», разрушившее сначала в Польше (после введения В. Ярузельским в 1981 году чрезвычайного положения в стране), а затем и во всём соцлагере включая СССР тоталитарную систему, послужившее спусковым крючком.
Лешек Бальцерович — удивительный экономист, политический деятель, государственный чиновник-реформист не потому, что он был умнее и подготовленнее других реформаторов. Он просто был христианин и убеждённый католик. Он отнёсся к своему населению и своей стране как Николай II.
Царь сказал: «Я так люблю Россию, что готов пойти ради неё на всё, даже на невозможное», и отрёкся от престола. Лешек Бальцерович в 1990-1991 годах провёл быструю и эффективную программу реформ.
В 2016 году вместе со своим коллегой партнёром из Словакии Иваном Миклошем Лешек Бальцерович был приглашен помочь Украине преодолеть бюджетный дефицит и провести пакет реформ. Пётр Порошенко верил, что ему удастся вывести страну по польскому пути вперёд. Что-то, однако, не заладилось у властной верхушки с приглашенным экспертом…
Кто знает, что было бы с Украиной, если бы Лешек Бальцерович в июле 2017 года не сложил с себя полномочия главы Стратегической группы советников по поддержке реформ и его путь был бы реализован не частично, а полностью? Он до сих пор уверен, что стране нужно продолжать реформы и идти не шоковым путем, это могло бы стать для Украины лучшей внешней политикой.
Для Лешека Бальцеровича не существует проблемы недостатка денежных средств. Он уверен, что важна не стоимость реформ, а полученный результат в виде государственного дохода.
Иными словами, экономика может всё, а отсутствие денег — не аргумент для бедственного положения населения страны. Это вопрос политической воли.