Экономика Тейлор Свифт иллюзорна, считают эксперты

Экономика Тейлор Свифт иллюзорна, считают эксперты

Популярность американской певицы Тейлор Свифт в мире сейчас на пике — у неё уже 12 музыкальных премий Грэмми. В декабре журнал Time назвал её человеком года. А её прошлогодний мировой тур охватил более 625 тысяч слушателей и собрал свыше 1 млрд долларов. В пылу ажиотажа некоторые политики и эксперты заговорили о новом экономическом чуде — «Свифтономике», когда на её концерты собираются толпы поклонников, тратя огромные деньги и повышая ВВП стран.

Есть надежда, что нынешний европейский тур Тейлор Свифт, наряду с Олимпийскими играми во Франции и чемпионатом Европы по футболу 2024 года в Германии, окажет поддержку континенту, который последние два года испытывает рецессию и сильно отстаёт от Соединённых Штатов.

Но есть одна проблема: «Свифтономика» на самом деле не существует.

Тейлор может быть мегазвездой, совершившей революцию в музыкальной индустрии, но когда ажиотаж спадёт, вам понадобится увеличительное стекло, чтобы увидеть экономическую выгоду в странах, где она побывала.

Например, в Стокгольме, где в мае на трёх её концертах побывало около 180’000 поклонников (половина приехала из-за рубежа), городская экономика получила около 81 млн долларов.

Это отличный трёхдневный итог для Стокгольма, но капля в море даже для скромной по размерам шведской экономики с годовым объёмом в 623 млрд долларов.

«Этот дополнительный оборот — отличный стимул для Стокгольма и, в частности, для его туристического сектора в выходные дни, — говорит Карл Бергквист, главный экономист Торговой палаты Стокгольма. — Но это всего лишь выходные, которые не оказывают видимого или существенного влияния на общий экономический рост».

По оценкам экспертов, отели и рестораны заработали просто потрясающе, и даже продажи ковбойских шляп выросли на 155%.

Влияние на цены также незаметно и меньше, чем во время выступления Бейонсе в городе годом ранее. Эффект Бейонсе или нет, но инфляция в Швеции снизилась с 10% тогда до чуть более 2% сейчас.

«Существует ли эффект Тейлора Свифта? Он в лучшем случае крайне мал и носит временный характер», — говорит Карстен Бжески, экономист ING.

«В преддверии крупных мероприятий проводится множество исследований, в которых описываются экономические выгоды, но постфактум вам понадобится увеличительное стекло, чтобы найти эти так называемые выгоды в цифрах», — считает Бжески.

Такой же вердикт можно вынести в отношении Олимпийских игр и Евро-2024.

Они выгодны ресторанам, продавцам пива и сувенирной продукции, но не оказывают долговременного влияния на структуру потребления.

«Потребительские расходы, которые случились, — это траты, которые произошли бы в любом случае, и, как правило, являются формой замещения», — объясняет профессор Саймон Шибли из Университета Шеффилд-Халлам.

Дело в том, что деньги, потраченные на билет или проживание в отеле, будут поступать из семейного бюджета, а это означает, что на другие расходы, такие как рестораны или путешествия, останется меньше средств.

Ироничный «индекс разливного пива», публикуемый Danske Bank, значительно вырос, когда Дания принимала участие в предыдущем чемпионате Европы, — сборы в пабах и ресторанах выросли на 106% по сравнению с обычным потреблением.

«На микроуровне такие мероприятия действительно способствуют росту, но даже это незначительно и временно, — говорит представитель банка Пит Хейнс Кристиансен. — Они актуальны для конкретных секторов, например, для отелей и общественного питания, куда бы ни приезжала Тейлор Свифт, или для продажи пива в странах, где играют в футбол».

В прошлом месяце некоторые местные газеты, опираясь на исследование Barclays о привычках фанатов Тейлор Свифт тратить деньги, предположили, что её концерты принесут экономике Великобритании 1.3 млрд долларов.

Но помимо очевидного эффекта замещения надо иметь в виду, что большая часть доходов от концертного тура в конечном итоге получат Соединённые Штаты, что сводит на нет и без того небольшую экономическую выгоду в городах приёма заморской гостьи.

Для экономик размера Великобритании или стран континентальной Европы любые подобные денежные трансферы также не повлияют на их торговые показатели: только в апреле баланс экспорта и импорта в Еврозоне, состоящий из 20 стран, составил не менее 39 млр евро.

По материалам Reuters

Поделиться с друзьями
Subscription