Казалось бы, «зелёная повестка» и устойчивое развитие — проект международный, тесно связанный с необходимостью соответствия требованиям Евросоюза российских поставщиков, должен был приостановиться на фоне ухудшения отношений с Западом. Но не тут-то было, пресловутое ESG — корпоративное правило устойчивого развития, сегодня постепенно переводится на русский язык и адаптируется к кардинальным изменениям мирового порядка.
Как показало обсуждение вопроса на конференции Коммерсанта «ESG-пересборка: новые приоритеты устойчивого развития в условиях ограничений», ESG готовится стать гарантией того, что российские нацпроекты (и экономика следом) пойдут по пути устойчивого развития, а компании впишутся в новую международную среду.
«Мир смотрит на ESG, как на возможности, мы – как на ограничения, — досадует Гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев. — Мы играем в игру, где в воротах стоит купленный вратарь, а арбитр выносит решения против нас. На самом деле ESG — больше про возможности, чем про ограничения».
Но как их использовать? Внедрение системы и изменение её приоритетов по-прежнему остаётся предметом для обсуждения российских законодателей. Созданный 25 ноября 2021 года в недрах Комитета по финансовому рынку подкомитет по зелёному развитию и ESG во главе с Владимиром Сениным продолжает активную работу по разработке общих правил игры.
«В нашем комитете Госдумы видят и ценят все движения, которые происходят в корпоративной среде, связанные с достижением целей устойчивого развития. Они требуют устойчивой законодательной, правовой структуры, которая пока не имеет фундамента в нашей стране», — подчеркнул Павел Склянчук. Законодатели создали межфракционную группу и привлекают к обсуждению будущего регулирования представителей бизнеса.
Чего недостаёт российскому бизнесу для устойчивого развития? По словам Дениса Буцаева, денег. Правительство и Центробанк не стимулируют к внедрению ESG. Регулятор не предусмотрел понижающий процент по финансированию зеленых технологий, поэтому единственное направление, где они экономически обоснованы — это экспорт.
В том, что пока у ЦБ и Правительства нет проектных денег на зеленые программы — дело не сдвинется, ему вторит вице-президент ВЭБ.рф Дмитрий Аксаков.
Если раньше тон ESG задавали международные компании, то сегодня эстафету переняли отечественные, ищущие новый свод правил и новую систему рейтингов для инвесторов, восточных партнёров и самих себя. Полученные на Западе «зелёные» сертификаты «сгорели» в марте 2022 года, но Газпромбанк призывает объединиться со странами третьего мира, чтобы продолжить участвовать в процессе уже «на равных».
Правила игры установлены Европой, но становятся обязательным критерием повсюду на мировом рынке.
«В ESG нет ничего нового, это не новая религия, а переупаковка понятия Корпоративная социальная ответственность», — уверена президент Благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко. При этом она отмечает, что работодатели уже охвачены заботой о переквалификации сотрудников, подготовки их для решения новых задач. Задач цифровизации и ESG, от которых никто в будущем не уйдёт.