Программа импортозамещения в России была запущена Минпромторгом в 2015 году, действовала до 2020 года и может быть продлена до 2024 года. По замыслу министерства, программа уже на первом этапе обеспечивала российские предприятия заказами на 30 миллиардов рублей в год, и давала им возможность частично заменить импорт отечественной (локализованной в России) продукцией в ряде отраслей. Зарубежные производители не были довольны ограничениями.
Одним из основных механизмов осуществления политики импортозамещения стали обновляемые критерии доступа к крупнейшим контрактам — госзакупкам, которые, по мнению европейских партнёров, в 2019 году незаконно лишили возможностей производителей оборудования, автомобилей и текстиля из Евросоюза.
Правила честной конкуренции регулируются в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО), в которую входят как Россия, так и остальная Европа. 22 июля 2021 года Еврокомиссия направила сюда иск к России о нарушении правил свободной торговли при госзакупках на сумму 23.5 трлн рублей (примерно 290 млрд евро, 20% ВВП России).
По мнению европейцев, российские госкомпании не допустили к работе европейских поставщиков по контрактам в таком объёме, поскольку:.
- Европейские победители электронных аукционов (любые компании из стран не-Евразийского пространства) должны предоставлять 15% скидку госкомпаниям (п. 14.2. 44 ФЗ) по аналогичной продукции,
- Российским госкомпаниям требуется получать разрешение на импорт оборудования из Европы, что ставит машиностроительные компании в неравное положение,
- 250 наименований товаров, включая автомобили и тексить, квотируются на уровне правительства (существует требование к закупкам до 90% отечественной продукции).
Многие из этих мер были установлены в 2015 году, но затем жизнь европейцев в России усложнилась вследствие нововведений, в том числе за счёт повышения требований к локализации российского производства.
Консультации по иску прошли 13 сентября 2021 года, но не привели к удовлетворяющему европейцев решению и созданию группы для углублённой оценки мер импортозамещения. Россия отказалась пересмотреть правила госзакупок, которые Еврокомиссия сочла дискриминационными, и наложила вето на формирование группы экспертов (такое возможно лишь единожды):
Новая попытка принуждения России к изменению правил госзакупок может занять от полугода до трёх лет.
Россия утверждает, что ее меры полностью соответствуют ее обязательствам по ВТО и заявила, что может подать собственный встречный иск на ущерб от санкций на сумму около триллиона долларов.