Сообщение о смерти 88-летнего Алена Делона потрясло Францию, которая только сейчас поняла, каким в действительности важным был её самый яркий, красивый и неизменно оппозиционный актёр. Несмотря на повсеместную пропаганду псевдолиберальных ценностей, всякого рода уродств этот актёр был символом той прекрасной Франции, которой восторгается мир и которая исчезает.
Этот националист до мозга и костей, вероятно, дальний родственник Наполеона Бонапарта, принял эстафету от своего кумира — Жана Габена, и никогда не снизошел до Голливуда. Культурная дипломатия Франции не была бы настолько успешна без его обворожительной улыбки и манящих, бездонных голубых глаз. Но эта дипломатия уходит в прошлое, теряя красоту своей культуры.
Ален Делон — это всегда красивое, художественное и авторское кино с исключительно французским национальным духом. Его нельзя сравнить даже с недавно ушедшим Жан-Полем Бельмондо; они различаются так же, как дворец Версаль и Эйфелева башня.
Ведь Франция — это не только дух авантюризма и обаяние, но также страна утончённой красоты, элегантности и интеллекта.
Если Жан Габен — образ сельской Франции, человек земли, которая даёт французам вино и сыр, то Ален Делон стал символом городской Франции — страны буржуазии, третьего сословия. Несостоявшийся морской офицер, воевавший в Индокитае, он искал себя во всякого рода коммерческой и криминальной деятельности, едва не став сутенером.
Бурная молодость дала актёру-самоучке богатый материал, реализованный в образах кино.
Верующий католик, сторонник традиционной семьи, он был в отношениях со множеством женщин, с каждой из которых поддерживал добрые отношения и помогал воспитывать общих детей. Француз до мозга и костей, он ни разу не женился на француженке.
В нём уживались и соседствовали ценности национализма и истинного либерализма, которым было тесно в родной стране. Но и это очень по-французски.
Речь Алена Делона на Каннском фестивале 2019 года была обличительной. Он говорил о том, что ненавидит эпоху с её акцентами на иммигрантов, гомосексуалистов и противоестественными взаимоотношениями мужчины и женщины.
Ещё с 1990 года актёр стал снимать фильмы. Последним должен был стать программный фильм, отражающий политические взгляды и убеждения автора. Делон приступил к его съёмкам, но завершить их из-за инсульта не смог.
В конце жизни Ален Делон не сходил с передовиц французской прессы, однако не как актёр, а как больной старик, многомиллионное наследство которого делят, не дожидаясь его смерти.
«Деньги, коммерция и телевидение разрушают мечты, — написал он в 2003 году в колонке Le Nouvel Observateur, — Мое кино умерло. И я тоже».
Против деловой активности Ален Делон, конечно, ничего не имел. На протяжении всей своей жизни он занимался различными видами бизнеса, от устройства конюшни для беговых лошадей до создания парфюма для мужчин и женщин, продажи часов, очков и других аксессуаров. Он также успешно коллекционировал картины и скульптуры. Но творчество и семья — это совсем другой мир, который не должен управляться по лекалам делового мира и служить целям пропаганды глобализма.
Теперь Ален Делон покинул этот мир, не дожидаясь мучительной смерти от рака и выполнив обещание уйти сильным и не обезображенным. В свои 88 лет, благодаря своим твёрдым убеждениям и стилю жизни, его лицо источало ту же мужественность и красоту, которую полюбили во всём мире как символ Франции.
Другого такого символа у этой страны больше нет. Национальная красота Франции померкла.