После пожара в Нотр-Даме в апреле 2019 года, уничтожившего собор Парижской Богоматери, президент Франции Эммануэль Макрон пообещал, что памятник будет восстановлен «с чертами современности».
В ходе реконструкции главного собора страны выдвигалось множество сумасбродных идей: стеклянный шпиль; 90-метровый факел из углеродного волокна; бассейн на крыше; крытый сад. В итоге Нотр-Дам был восстановлен в своём первоначальном великолепии и торжественно открыт в этом месяце. И лишь сейчас стало известно о задуманных «чертах современности» — новых витражах —что вызвало ожесточенный скандал.
Автором новых витражей с изображением сцен Пятидесятничества, которые будут установлены в часовнях на южной стороне средневековой церкви была выбрана французская художница Клэр Табуре. Она был в числе 100 художников, принявших участие в конкурсе на замену шести окон, установленных архитектором Эженом Виоле-ле-Дюком в 1844 году, несмотря на то, что те даже не пострадали во время пожара 2019 года.
Эскизы, представленные 43-летней художницей-фигуративисткой Табуре, чьи работы были представлены в павильоне Ватикана на Венецианской биеннале в этом году и которая сейчас живёт в Лос-Анджелесе, изображают молящихся людей в оттенках красного, бирюзового, жёлтого и розового. Над воссозданием рисунков на стекле она будет работать со стеклодувами из ателье Simon-Marq, основанным в Реймсе в 1640 году.
План по замене витражей, которые украшены геометрическими узорами, имеющими скорее историческую, чем эстетическую ценность, вызвал ярость критиков. Венецианская хартия 1964 года, которая кодифицирует руководящие принципы сохранения французских зданий, гласит: «Предметы скульптуры, живописи или декоративно-прикладного искусства, которые являются неотъемлемой частью памятника, могут быть удалены только в том случае, если это является единственным средством обеспечения их сохранности», и что «к вкладу всех периодов строительства памятника архитектуры должно относиться с уважением».
В июле национальный комитет по наследию и архитектуре при министерстве культуры Франции единогласно выступил против плана демонтажа окон Виоле-ле-Дюка, что побудило одного художника отозвать свои проекты с конкурса. Академия изящных искусств также выступила против замены окон. В заявлении, опубликованном в прошлом году, говорилось: «[Члены академии] обеспокоены тем, что объявление конкурса на создание современных витражей, которое они в принципе поддерживают, предполагает замену нефигуративных окон… Пожар пощадил эти окна.
Академия изящных искусств надеется, что другие помещения, начиная с Северной башни, будут рассмотрены для этого заказа на изготовление современных витражей».
Несмотря на это план, который обойдётся более чем в 4 млн евро, получил одобрение президента, архиепископа Парижа Лорана Ульриха и церковных властей.
На пресс-конференции после объявления о победе Табуре, выпускница престижной Высшей национальной школы изящных искусств в Париже, сказала, что она была «взволнована» этим вызовом, но знала о противоречиях. «Я читала мнения людей, потому что хочу понять их аргументы, и придерживаться открытого и двустороннего подхода. Я нахожу эти дебаты увлекательными», — сказала она. Художница планировала создать витражи, которые обладали бы «уместным внешним видом… не навязываясь посетителям».
Дидье Рикнер, французский журналист, историк искусства и основатель журнала La Tribune de l’Art, посвященного сохранению французского наследия, назвал идею замены окон «совершенно нелепой». Он запустил петицию против этого плана, которая собрала почти 250’000 подписей.
«Президент республики принял единоличное решение, не считаясь ни с законом о наследии, ни с собором Парижской Богоматери, заменить витражи в шести из семи часовен в южном приделе современными произведениями искусства после проведения конкурса», — сказано в петиции.
«Витражи в Нотр-Даме, спроектированные Виолле-ле-Дюком, были созданы как единое целое. Это подлинное творение, в котором архитектор хотел сохранить верность готическому происхождению собора. Кто дал главе государства полномочия переделывать собор, который принадлежит не ему, а всему народу?
«Эммануэль Макрон хочет придать Нотр-Дам-де-Пари облик 21-го века. Возможно, не помешало бы немного скромности», — заявил Рикнер.
Французская ассоциация памятников культурного наследия пригрозила судебным иском, если план по демонтажу окон Виоле-ле-Дюка будет реализован.
Райкнер сказал The Observer: «Демонтировать окна, которые пережили пожар целыми и невредимыми, и заменять их другими — это просто абсурд. Я не против современных окон как таковых, но просто нет причин заменять эти окна. Кроме того, деньги, пожертвованные людьми на ремонт Собора Парижской Богоматери, уже потрачены на их очистку.
Это абсолютно нелепо. Нам сказали, что витрины Виоле-ле-Дюк будут выставлены в музее. Им не место в музее – им место в Нотр-Даме. Нет смысла выставлять их где-либо ещё, кроме собора. Они интересны только там, где находятся изначально».
Он добавил: «Я не понимаю, почему Макрон имеет такое влияние на то, что происходит со зданием, являющимся историческим наследием. Это всего лишь тщеславный проект.
Что касается одобрения этого церковными властями, то мы должны вспомнить, что самый большой акт вандализма, совершенный по отношению к французским церквям и религиозным сооружениям в 60–х и 70-х годах, был совершен… церковью. У них нет вкуса».
Стефан Берн, бывший глава «Наследия» Макрона, выразил своё несогласие с этим планом в интервью газете Ouest France.
«Я ничего не имею против Клэр Табуре или современных витражей… Но я за них, когда старые витражи разрушаются или повреждаются. Вы не можете убрать витражи, которые внесены в список исторических памятников», — говорит Берн.
«Почему государство освобождает себя от правил, которые оно навязывает другим? Только потому, что так хочет президент?»— вопрошает он.
Согласно текущим планам, Simon-Marq изготовит шесть новых окон высотой 7 метров и общей площадью 121 кв. м, которые затем будут установлены в соборе в 2026 году.