Во Франции период конца февраля – это традиционно момент заключения договоров больших дистрибьюторских сетей со своими поставщиками. «Ценовая война. Напряжённость в переговорах крупного ритейла и производителей», — так озаглавлена статья Лауры Моте во французском журнале «Мир» (Le monde). Помимо цен, которые в этот момент фиксируются на предстоящий год, на реализацию товаров влияет расположение товара на полках (иначе — мерчендайзинг), за которое производитель также ведёт бои.
В стране традиционной, но работающей бюрократии взаимоотношения между сетями и производителями кодифицированы: во-первых, законом о модернизации экономики от августа 2008 года, во-вторых, законом Sapin 2, принятым в декабре 2016 года. Закон Макрона 2015 года направлен на сдерживание дистрибьюторов в давлении на производителей, он предусматривает штраф от 2 млн евро до 5% от их оборота.
Этим переговорам предшествуют договорённость о расположении товара в торговом пространстве и сбор ценовых предложений (средняя цена года) до 30 ноября предыдущего года, при этом договор поставки может быть заключен и на несколько лет, а цена может измениться из-за объективных причин («изменения цен на факторы производства»).
Сегодня, за неделю до окончания переговоров, только треть производителей (данные Института изучения потребления или l’Institut de liaisons et d’études des industries de consommation, ILEC) договорилась о цене и заключила контракт. Идёт ожесточённая игра. Никто из подписавших договора производителей, по информации Генерального директора Института Ришара Панкио (Richard Panquiault), не подписал многолетнего договора.
Учитывая то, что в России крупные торговые сети также влияют на цены производителей, наверное, нечто подобное вскоре вернётся в нашу страну… Вернётся, потому что в регулировании торговли советское время – непревзойдённый эксперт.
Источники: