Ряд знаменитых художников и мыслителей обращались друг к другу за советом и вдохновением: Сальвадор Дали и Зигмунд Фрейд, Поль Сезанн и Эмиль Золя. Но знаете ли вы, что художница Артемизия Джентилески состояла в переписке с астрономом Галилео Галилеем?
Пара переписывалась, и в одном письме 1635 года, художница попросила астронома любезно рассказать о её работе герцогу Фердинандо II Медичи — великому герцогу Тосканы, — что он и сделал в 1620 году.
Артемизия, старшая дочь художника Орацио Джентилески и его жены Пруденции Монтоне, была одной из выдающихся художниц XVII века, которая превзошла достижения родителя. Свои первые уроки живописи она получила у него в мастерской, где работали и её братья. Она стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства Флоренции.
В 1612 году Артемизия была изнасилована помощником своего отца Агостино Тасси и подверглась унизительному семимесячному судебному разбирательству, в результате которого Тасси приговорили к году тюремного заключения и изгнанию.
Считается, что свои переживания женщина выразила в её самом знаменитом полотне «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (около 1612-1613), где Артемизия в роли Юдифи обезглавливает ассирийского полководца. В последствии, к этому сюжету «мести» она возвращается не раз — Иаиль и Сисара, Самсон и Далила, Тарквиний и Лукреция.
Галилей был почти на 30 лет старше Джентилески и известен как первый учёный современности. Он изобрёл свой собственный телескоп, астролябию, компас и прообраз термометра. Он сделал ключевые астрономические открытия, в том числе о четырёх крупнейших спутниках Юпитера, фазах Венеры и был активным сторонником гелиоцентрической системы мира, что привело к серьёзному конфликту с Католической церковью.
Пара познакомилась во Флоренции, в то время Галилей работал над своей книгой «Две новые науки» (1638), в которой обсуждались кинематика и прочность материалов. Они начали обмениваться письмами. Джентилески обратилась за советом к Галилею при создании своей новой версии «Юдифи, обезглавливающей Олоферна», чтобы придать ей большего правдоподобия.
Исследование Галилея о параболическом законе полёта снарядов, которое было опубликовано лишь два десятилетия спустя, вполне могло быть теоретической основой, того, что в новой версии картины кровь из шеи Олоферна не просто стекает по простыни, а выплёскивается по дуге.
В научных трудах Галилея рассказывается о траектории движения пушечных ядер при выстреле, и те же физические законы применимы к бьющим под напором жидкостям. Как утверждают историки Дэвид Топпер и Синтия Гиллис в своей статье «Траектории крови: Артемизия Джентилески и параболический путь Галилея», опубликованной в 1996 году, если Джентилески не была свидетелем реального обезглавливания, то вполне вероятно Галилей был одним из её экспертов для придания новой редакции большей научной точности.
Когда они впервые встретились, Галилей был придворным математиком и философом великого герцога Козимо II Медичи. Именно герцог поручил Джентилески создать новую копию Юдифи. Топпер и Гиллис считают, что «когда Артемизия получила заказ от Козимо II […], она использовала открытие Галилея для реалистичного изображения брызжущей крови».
Считается, что картина «Аллегория склонности к искусству» Джентилески (1615) также содержит намёк на дружбу учёного и художницы. На ней изображена обнажённая девушка, держащая компас, который изобрёл Галилей несколькими десятилетиями ранее и который также может быть отсылкой к его исследованиям в области магнетизма. Яркая звезда на небе написана в стиле, схожем с тем, как Галилей изображал звезды в своей работе «Звёздный вестник» 1610 года, самой первой опубликованной работе учёного, описывающей наблюдения, сделанные с помощью телескопа.