Галилео Галилей и Артемизия Джентилески были друзьями по переписке

Галилео Галилей и Артемизия Джентилески были друзьями по переписке

Ряд знаменитых художников и мыслителей обращались друг к другу за советом и вдохновением: Сальвадор Дали и Зигмунд Фрейд, Поль Сезанн и Эмиль Золя. Но знаете ли вы, что художница Артемизия Джентилески состояла в переписке с астрономом Галилео Галилеем?

Пара переписывалась, и в одном письме 1635 года, художница попросила астронома любезно рассказать о её работе герцогу Фердинандо II Медичи — великому герцогу Тосканы, — что он и сделал в 1620 году.

Артемизия, старшая дочь художника Орацио Джентилески и его жены Пруденции Монтоне, была одной из выдающихся художниц XVII века, которая превзошла достижения родителя. Свои первые уроки живописи она получила у него в мастерской, где работали и её братья. Она стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства Флоренции.

В 1612 году Артемизия была изнасилована помощником своего отца Агостино Тасси и подверглась унизительному семимесячному судебному разбирательству, в результате которого Тасси приговорили к году тюремного заключения и изгнанию.

Считается, что свои переживания женщина выразила в её самом знаменитом полотне «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (около 1612-1613), где Артемизия в роли Юдифи обезглавливает ассирийского полководца. В последствии, к этому сюжету «мести» она возвращается не раз — Иаиль и Сисара, Самсон и Далила, Тарквиний и Лукреция.

Галилей был почти на 30 лет старше Джентилески и известен как первый учёный современности. Он изобрёл свой собственный телескоп, астролябию, компас и прообраз термометра. Он сделал ключевые астрономические открытия, в том числе о четырёх крупнейших спутниках Юпитера, фазах Венеры и был активным сторонником гелиоцентрической системы мира, что привело к серьёзному конфликту с Католической церковью.

Артемизия Джентилески, «Самсон и Далила», 1630–1638
Артемизия Джентилески, «Самсон и Далила», 1630–1638

Пара познакомилась во Флоренции, в то время Галилей работал над своей книгой «Две новые науки» (1638), в которой обсуждались кинематика и прочность материалов. Они начали обмениваться письмами. Джентилески обратилась за советом к Галилею при создании своей новой версии «Юдифи, обезглавливающей Олоферна», чтобы придать ей большего правдоподобия.

Исследование Галилея о параболическом законе полёта снарядов, которое было опубликовано лишь два десятилетия спустя, вполне могло быть теоретической основой, того, что в новой версии картины кровь из шеи Олоферна не просто стекает по простыни, а выплёскивается по дуге.

В научных трудах Галилея рассказывается о траектории движения пушечных ядер при выстреле, и те же физические законы применимы к бьющим под напором жидкостям. Как утверждают историки Дэвид Топпер и Синтия Гиллис в своей статье «Траектории крови: Артемизия Джентилески и параболический путь Галилея», опубликованной в 1996 году, если Джентилески не была свидетелем реального обезглавливания, то вполне вероятно Галилей был одним из её экспертов для придания новой редакции большей научной точности.

Артемизия Джентилески, «Иаиль и Сисара», 1620
Артемизия Джентилески, «Иаиль и Сисара», 1620

Когда они впервые встретились, Галилей был придворным математиком и философом великого герцога Козимо II Медичи. Именно герцог поручил Джентилески создать новую копию Юдифи. Топпер и Гиллис считают, что «когда Артемизия получила заказ от Козимо II […], она использовала открытие Галилея для реалистичного изображения брызжущей крови».

Считается, что картина «Аллегория склонности к искусству» Джентилески (1615) также содержит намёк на дружбу учёного и художницы. На ней изображена обнажённая девушка, держащая компас, который изобрёл Галилей несколькими десятилетиями ранее и который также может быть отсылкой к его исследованиям в области магнетизма. Яркая звезда на небе написана в стиле, схожем с тем, как Галилей изображал звезды в своей работе «Звёздный вестник» 1610 года, самой первой опубликованной работе учёного, описывающей наблюдения, сделанные с помощью телескопа.

Артемизия Джентилески, «Аллегория склонности к искусству», 1615
Артемизия Джентилески, «Аллегория склонности к искусству», 1615
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку