Многие глобальные компании, работающие на российском рынке, получили сигналы от головного офиса на постепенный переход к «зелёной», энергосберегающей или циркулярной экономике ещё в 2015 году. Однако внедрить новые глобальные тренды в российские реалии оказалось непросто — мышление людей сырьевой экономики не было готово к «зелёным трендам».
Сегодня, когда Россия на высшем уровне заявила переход к ESG, такие компании уже имеют «наработки», которыми готовы делиться с правительством страны.
«Деятельность бизнеса в этом направлении должна координироваться с нацпроектами, — заявил старший директор Макдональдс по связям с органами власти Андрей Зырянов на конференции «Экономика всеобщего благосостояния: новый контекст». — Мы, компании, обслуживающие миллионы россиян, должны стать лидерами перехода на циркулярную экономику».
Как ни удивительно, но лидер фастфуда начал задумываться о переходе на «зелёные» рельсы давно. Например, фритюр — отработавшие свой ресурс масла, он на 80% отдаёт в переработку на биодизельное топливо (отходы для этого уходят на экспорт в Европу, где развиты соответствующие технологии). Пробовал Макдональдс и разнообразить меню введением экологичных салатов — но они, увы, не стали пользоваться большим успехом у россиян. А бизнес — есть бизнес, ему необходим финансовый результат.
«Бизнес берёт на себя роль воспитателя населения, — уверен Андрей Зырянов. — Мы должны с мудростью подходить к этому, поскольку лидерство не должно вызывать отторжения».
«Ответственное потребление» ввела у себя и Ikea. Руководитель отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды компании Наталья Бенеславская рассказала о том, что до сих пор старается преодолеть скептицизм и апатию половины своих клиентов, переориентировав их на экологические товары. По её словам, 43% клиентов готовы к этому, но им мешает отсутствие веры в конечный результат. Россияне — наследники советского прошлого, не считают себя в силах решить большую проблему — проблему экологии, Ikea же стремится их убедить в том, что вместе с ней — большим и сильным партнёром, они победят.
«Клиент выбирает полезные для него, нужные экологичные товары, — делится Екатерина Иванова из Leroy Merlin. — Но инновации типа вторсырья он отвергает. Тут ещё потребуется от нас ему всё объяснять».
Объяснять, увещевать, предлагать простые решения и при этом ещё и зарабатывать — это научились делать глобальные компании в России, принося с собой западный корпоративный дух. Мы часто не задумываемся об этом, приобретая нужные и полезные товары, но государству, пожалуй, есть что позаимствовать у них в переходе на ESG. Например, как бережно перейти к новому укладу экономики и убедить людей в необходимости и реалистичности перехода, как делать всё постепенно и к выгоде для всех.
Конечно, нужно координировать усилия с бизнесом на новом пути, а не набивать шишек с комсомольским усердием там, где уже есть чужой опыт. И главное — не нужно ничего запрещать и никого ни к чему обязывать, поскольку это вызовет отторжение и не даст России встроиться в глобальный тренд.