Глюкисты VS пиччинисты: оперные войны XVIII века

Глюкисты VS пиччинисты: оперные войны XVIII века

В 1770-е годы Париж разделил серьезный конфликт на почве оперы. Знаменами двух противостоящих сил стали Никколо Пиччини и Кристоф Виллибальд Глюк. По их именам это великое противостояние вошло в историю музыки как война «глюкистов» и «пиччинистов».

В творческом конфликте оказались завязаны даже представители монаршей семьи: Людовик XVI и часть передовых кругов поддерживали итальянскую оперу, его супруга Мария-Антуанетта со своей группой – французскую.

Баталии вокруг оперы

Ведущие творческие силы Европы схлестнулись в споре – что есть опера? Итальянцы говорили: это роскошный спектакль с прекрасным вокалом, который должен радость глаз и слух, но не следует ждать от него чего-то большего. Французы возражали: центром оперы должно быть ее содержание, которое подчинит себе музыку, драматургию и вокал.

Этой позиции откликалась оперная реформа Глюка, о которой он писал в предисловии к своей опере «Альцеста» (1767):

… музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую играют яркость красок и верно распределённые эффекты светотени, оживляющие фигуры, не изменяя их контуров по отношению к рисунку. Я стремился изгнать из музыки все излишества, против которых тщетно протестуют здравый смысл и справедливость.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 – 1787)
Кристоф Виллибальд Глюк (1714 – 1787)

Кристоф Виллибальд Глюк прибыл во Францию в 1770 году вслед за Марией Антуанеттой, так как был придворным музыкантом и обучал юную девушку музыке. Его реформаторские оперы «Орфей и Эвридика» и «Альцеста», поставленные в Вене в 1762 и 1767 годах, были незнакомы французской публике. Чтобы заявить о своем отношении к жанру оперы, Глюк берется за новую работу.

Переезд во Францию рвет плодотворное сотрудничество композитора с либреттистом Раньери де Кальцабиджи. Его место занимает атташе посольства Франции в Вене Франсуа дю Рулле. В 1774 году в Париже они представляют первое совместное произведение – оперу «Ифигения в Авлиде» по трагедии Ж. Расина. Обращение к древнегреческим сюжетам Еврипида об Ифигении было продолжено в 1779 году оперой «Ифигения в Тавриде». Ее позже назовут венцом творчества Глюка.

Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде».

Отрывки из опер «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде» и «Армида» становятся образами в дебютной новелле Э.Т.А. Гофмана «Кавалер Глюк». Произведение 1809 года представляет образ композитора, который через несколько лет после смерти встречается рассказчику в Берлине. Интрига в новелле сохраняется до последнего мгновения, когда таинственный музыкант раскрывает себя: «Я – кавалер Глюк!». Глюк действительно был кавалером Ордена Золотой шпоры – одного из орденов Папы Римского.

Никколо Пиччини (в отечественном музыкознании часто – Пиччинни, 1728 – 1800)
Никколо Пиччини (в отечественном музыкознании часто – Пиччинни, 1728 – 1800)

Никколо Пиччини прибывает в Париж через 6 лет после Глюка, но так же по приглашению Марии Антуанетты. Композитор возглавил Итальянский театр в Париже и преподавал королеве вокал.

Популярный в те годы сюжет об Ифигении не прошел мимо Пиччини. Его «Ифигения в Тавриде» была представлена в Париже в 1781, когда Глюк уже покинул столицу Франции и вернулся в Вену. После успеха опер Глюка произведение Пиччини было встречено весьма холодно. Успех пришел к итальянцу позже. Его опера «Дидона», поставленная в 1783 году, получила невероятную популярность. Сам Пиччини «обвинил» в этом Глюка: он активно использовал в этой работе принципы своего оппонента, фактически признав прогрессивность его подхода к опере.

Н. Пиччини. Увертюра к опере «Ифигения в Тавриде»

Творческое противостояние Глюка и Пиччини нашло отражение у Пушкина в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» (первые наброски – в 1826, завершена в 1830):

Нет! никогда я зависти не знал,
О, никогда! — нижe, когда Пиччини
Пленить умел слух диких парижан,
Ниже, когда услышал в первый раз
Я Ифигении начальны звуки.

Войну глюкистов и пиччинистов поэт представляет в монологе Сальери. К слову, Антонио Сальери был одним из тех композиторов, кто с большим воодушевлением подхватил идеи Глюка и развил их в своем творчестве.

Творческая война «глюкистов» и «пиччинистов» была весьма напряженной. Композиторы боролись не только за признание французской публики – они бились за определение будущего оперного жанра. В этой битве победу одержал Кристоф Виллибальд Глюк. Его подход к опере как синтезу драмы и музыки принял и оппонент Пиччини, и следующие поколения музыкантов.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку