Голос, облетевший весь мир: Энрико Карузо — 150

Голос, облетевший весь мир: Энрико Карузо - 150

25 февраля 1873 года в Неаполе появился на свет Энрико Карузо. Его голос стал одним из символов ХХ века. Его голосу подбирали тысячи эпитетов – бархатный, ласковый, серебряный, переливающийся, уникальный, но главный секрет своего оружия Карузо раскрывал с легкостью – это была «уйма работы».

«Санта Лючия» в исполнении Энрико Карузо

Путь к славе через «уйму работы»

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в бедной неаполитанской семье. Родители прочили ему будущее инженера, но мальчик с ранних лет любил петь и свои первые средства заработал в церковном хоре. Голос Карузо не был феноменом, доставшимся ему с рождения. Молодому человеку прошлось достаточно долго работать над искусством пения. Знавшие его в молодости коллеги по сцене вспоминали, что настолько характерные для зрелого Карузо кристальные верхние ноты абсолютно не давались ему в молодости.

Чтобы стать великим певцом надо иметь широкую грудь, большое горло, отличную память, уйму работы и… кое-что в сердце.

Энрико Карузо

Действительно тенор Карузо обладал удивительной бархатистостью, глубиной и драматической силой, что присуще баритоновым голосам. Хосе Каррерас считал, что Карузо был баритоном, но смог раскрыть свой голос и на весь теноровый диапазон.

Певец начинал свою оперную карьеру в любительских постановках, постепенно завоевывая славу и признание слушателей и коллег-музыкантов. Выступая на сценах всей Италии, он вскоре получил известность и в 27 лет впервые вышел на сцену главного театра страны – Ла Скала.

Энрико Карузо
Энрико Карузо

Голос эпохи

Энрико Карузо стал одним из первых оперных певцов, чей голос был знаком миллионам слушателей. Большинство из них узнали о теноре благодаря записям на грампластинках. Карузо был одним из первых вокалистов, кто регулярно записывался в студиях. В общей сложности он записал около 500 пластинок, а общий тираж записей с ним перевалил за миллион.

Запись Карузо ариозо «Смейся, паяц!» из оперы Леонкавалло стала визитной карточкой певца. Существует анекдот, что однажды Карузо зашёл в банк, чтобы снять деньги со своего счета, но забыл паспорт. Чтобы доказать операционистке, что он действительно известнейший певец Энрико Карузо, он спел ариозо прямо в банке, развеяв любые сомнения в удостоверении своей личности.

«Смейся, паяц» в исполнении Энрико Карузо

Энрико Карузо в России

Впервые в России Карузо выступил на заре своей славы – в составе итальянской труппы он выступил на сцене Консерватории в 1899 году в «Травиате» Верди, исполнив партию Альфреда. Отзывы о молодом итальянском теноре были теплые, но далекие от восторженных. Критики и в России, и за рубежом писали, что Карузо не хватает силы голоса. Певец всегда был чуток к замечаниям и вскоре исправился.

Песенка герцога из оперы «Травиата» в исполнении Энрико Карузо

Вторые и последние гастроли в России состоялись через год – в 1900. Исполнением им партии Радамеса в опере «Аида» на сцене Мариинского театра стало одним из первых триумфов тенора. Публика приветствовала его появление на сцене и с каждым выходом овации становились дольше и горячее. Отвечая на множество комплиментов после спектакля, Карузо скромно отшутился:

Не хвалите меня. Хвалите Верди!

Энрико Карузо

Король теноров и царь-бас

Именно в Ла Скала в опере Бойто «Мефистофель» Карузо – к тому времени восходящая звезда итальянской оперы – впервые встретился со своим ровесником Фёдором Шаляпиным. Дебют русского царь-баса на итальянской сцене был подобен эффекту разорвавшейся бомбы – он затмил собой и Карузо, и оркестр Тосканини. Вероятно именно встреча с Шаляпиным, потрясшим Милан не только голосом, но и драматическим талантом, подтолкнула Карузо к большей пластичности на сцене.

Оба певца любили рисовать карикатуры. Слева – Карузо в рисунке Шаляпина (1908), справа – Шаляпин в глазах Карузо (1912).
Оба певца любили рисовать карикатуры. Слева – Карузо в рисунке Шаляпина (1908), справа – Шаляпин в глазах Карузо (1912).

Шаляпин и Карузо неоднократно выступали вместе, стали близкими друзьями. В воспоминаниях Фёдора Шаляпина остались теплые воспоминания об итальянском теноре. Уже после смерти Карузо в 1921 году, Фёдору Шаляпину предстояло дебютировать в партии Бориса Годунова на сцене Метрополитен-опера. Именитый певец сильно нервничал – как примет его американская публика? Перед премьерой ему отвели гримерную Энрико Карузо. Впечатленный этим, Шаляпин оставил на стене посвящение своему другу и великому тенору:

Сегодня, с трепетной душой,
В твою актерскую обитель
Вошел я, друг далекий мой!
Но ты, певец страны полденной,
Холодной смертью пораженный,
Лежишь в земле — тебя здесь нет!
И плачу я! И мне в ответ
В воспоминаньях о Карузо
Тихонько плачет моя муза.

Фёдор Шаляпин. «Страницы моей жизни»

Энрико Карузо ушел из жизни очень рано – певец скончался на родине в Неаполе 2 августа 1921 года. Веселый, жизнерадостный, обаятельный – его уход оплакивали миллионы поклонников  во всем мире. И хотя многие из них никогда не видели певца, его голос, облетевший весь мир, был знакомым и любимым каждым, кто слышал его хоть раз с грампластинок.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку