04 октября 2017 года в Государственном музее истории российской литературы им. В.И. Даля (ранее — Гослитмузей) открылась экспозиция «Душа, не знающая меры». К 125-летнему юбилею Марины Цветаевой музей выставил принадлежавшие поэтессе вещи, книги, автографы и реликвии из собственной коллекции, а также из других собраний.
Выставка разделена на «дома» Цветаевой, в которых она проживала в разные периоды жизни. Места пребывания соответствовали важнейшим этапам частной жизни Марины Цветаевой и вехам становления её как поэтессы.
Первым «при свете волшебного фонаря» посетителей встречает родительский дом в Трёхпрудном переулке. «Это золотой период её счастья, — характеризует его куратор выставки Наталья Александровна Громова. — Он отзовётся в эмиграции, когда она будет в некоей изоляции и начнет вспоминать всё, что мы здесь видим». Основными в доме были отец И.В. Цветаев, строитель Музея изобразительных искусств (ныне — ГМИИ), и мать, служившая отцу. Перед нами предметы, окружавшие Марину Цветаеву в детстве и ранней юности, пока она училась и росла, это книги и портреты кумиров.
«Детство Марины Цветаевой проходит то в одном, то в другом месте, так как у матери был туберкулез. Но она — абсолютно книжная девочка. Её любимые героини — актриса Сара Бернар и художница Мария Башкирцева, написавшая безумный дневник свободной женщины. Башкирцева впервые пишет не о любви, а о творчестве и бессмертии. Ей посвящен «Вечерний альбом», и благодаря ей Цветаева захотела делать стихи как дневник», — рассказывает Н.А. Громова.
Юность плавно перетекает в пространство молодости и замужества. Оно тесно связано с личностью поэта Максимилиана Волошина и его домом в Коктебеле, где Цветаева встретила своего будущего мужа Сергея Эфрона. По словам Н.А. Громовой: «Когда она встретила Сергея Эфрона, она увидела в его глазах рыцаря. Тоска по семье объединяет их… Они соединяются рано, ей — 19, ему — 18, и Волошин выступает против этого брака».
Отдельная комната воссоздаёт квартиру Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, где родилась дочь Ариадна. Здесь настоящая лестница, детские рисунки Ариадны, элементы семейного быта — и одновременно революция и бурная творческая деятельность. Именно в этот период поэзия Цветаевой окрепнет, она станет известной и поэтесса встретит таких маститых коллег, как Мандельштам.
После революции Цветаева уезжает в Прагу. Экспозиция её пражского периода наполнена перепиской с Рильке и Пастернаком. Среди прочих вещей можно видеть автограф Рильке «Элегия Марине», сегодня хранящийся в коллекции Е.В. Пастернак. «Эмиграция — очень сложный, трагический период, потому что Марину Цветаеву не принимают ни с одной стороны, ни с другой. Она слишком сложный поэт и пишет на темы, которые не нравятся многим эмигрантам. Цветаева — очень отдельный, независимый человек», — говорит Н.А. Громова.
Советский период после возвращения вплоть до гибели Марины проходил фактически без дома, в переездах и хлопотах за семью. В разделе мы видим такие экспонаты, как платок, в котором была арестована её дочь Ариадна Эфрон, трубку и часы Сергея Эфрона, одежду всей семьи.
Иными словами, выставка даёт возможность прикоснуться к миру вещей, окружавшему Марину Ивановну на разных этапах её жизни. Экспозиция будет доступна до 14 декабря 2017 года.